3 февраля в Ростове-на-Дону начинается ежегодный Стартап-тур (RST) «Сколково» - масштабное роуд-шоу, традиционно предшествующее крупнейшей в стране стартап-конференции Startup Village. Идеолог RST, советник Президента Фонда Пекка Вильякайнен в интервью Sk.ru рассказал о том, как влияет экономический кризис на экономику стартапов, правда ли, что Стартап-тур преследует цель «высасывать» лучшие компании из регионов, почему RST в нынешнем году проходит в новом формате, и что он отвечает жене, когда она предлагает вкладывать деньги в московскую недвижимость.

 

Фото Sk.ru

-Каков экономический смысл Стартап-тура в настоящих экономических обстоятельствах?

-Если обратиться к мировой экономической истории, нетрудно заметить, что самые процветающие, самые богатые компании были основаны в сложные времена. Проверьте это утверждение на примере американской, китайской, российской истории. Лучшие компании создаются тогда, когда денег не хватает, и люди испытывают настоятельную потребность показать все, на что способны. Эта логика справедлива и наоборот: когда слишком много денег, люди ленятся.

То, что происходит сейчас, хорошо для стартапов

Могу сослаться и на личный пример. Я основал компанию в самый канун большого кризиса в Финляндии. Это было в 1988 году, а в 1989 году в Финляндии началась наиболее серьезная рецессия в истории страны.

Я, разумеется, понимаю, что в сегодняшних непростых обстоятельствах непросто получить финансирование для реализации проекта. Возникает множество иных сложностей. Но, с другой стороны, хорошие идеи всегда получат финансирование.  Так что, в конечном счете, Startup Tour и Startup Village имеют большой экономический смысл – и именно в сегодняшних условиях. Это первое.

Во-вторых, будем прямо говорить, в мире вообще и в России, в частности, еще очень много денег. В такой ситуации совсем непросто найти объект для инвестирования, чтобы получать 5 или 10% прибыли на свои инвестиции. Знаете, в России все еще много людей – и моя жена одна из них, - которые считают, что лучшим способом вложения денег является покупка квартиры. У нас с ней на этот счет время от времени возникает спор: стоит ли купить квартиру или дом в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге? Я считаю, что в этом нет никакого смысла. Моя точка зрения была и остается такой. Российская экономика, если можно так выразиться, нормализуется. Потому что это ненормально, если цена на квартиры каждый год растет на 20%. И то, что происходит сейчас, очень хорошо для экономики стартапов.

Ну, и наконец, последнее, хотя и не по значению. Люди говорят о санкциях. Я до сих пор не замечал никакого воздействия санкций на стартапы. Санкции воздействуют на большие компании, но они не вредят стартапам или научным институтам, таким, например, как Сколтех. В этом смысле нам не следует преувеличивать негативное влияние международной обстановки на сферу инноваций.

-В этом году формат Стартап-тура существенно изменился. RST пройдет по 10 российским городам, а также посетит Астану и Минск. Это меньше, чем в предыдущие годы. Предполагается, что каждый город привлечет участников из соседних городов и регионов. В то же время, вместо одного дня на один город, участники  будут работать в каждом пункте по два дня. Чем вызвано изменение привычного формата?

-Обратившись к опыту предыдущих Стартап-туров, мы убедились в том, что один день на один город – это мало. Такой короткий срок не позволял провести углубленные дискуссии в каждом регионе. Два, два с половиной дня на каждый город создадут благоприятные возможности для реализации нашей программы.

Отметив это, я хочу выразить надежду на то, что в Ростове-на-Дону, где начинается в этом году Стартап-тур, мы увидим не только ростовчан, но и компании из других городов региона. И так – в каждом городе, куда будет приходить Стартап-тур. Я понимаю, что поездка из одного города в другой стоит денег, и что люди немного побаиваются совершать такие поездки. Тут есть риск. Но, с другой стороны, Россия – огромная страна, и мы не можем добраться до каждого города. Так что здесь требуется некий компромисс.

Предпринимательство не есть простая производная от денег. Если бы это было так, то самой инновационной страной была бы Норвегия. Можете на память привести примеры норвежских инноваций?

Следует понимать, что единственным смыслом Стартап-тура является помощь стартапам. RST не устраивается для «Сколково», для политиков, для губернаторов. Это делается с единственной мыслью и с единственной целью быть полезными стартапам. Если эта цель не будет достигнута, значит, мы облажались.

«Не бойтесь начинать»

-По результатам двух предыдущих роуд-шоу более десятка региональных стартапов стали участниками «Сколково». Ставит ли Фонд перед собой какие-то определенные задачи по привлечению новых компаний?

-Достижения «Сколково» не измеряются тем, сколько компаний становится резидентами Фонда. Философия «Сколково», о которой говорят Президент Фонда Виктор Вексельберг и премьер-министр Дмитрий Медведев, заключается в создании новых компаний повсюду в России. Хотя я работаю в «Сколково», я не сгораю от желания завлечь в «Сколково» все самые лучшие российские компании. Разумеется, если наши кластеры считают, что та или иная компания соответствует их целям и критериям, - добро пожаловать! Но моя цель – не «высасывать» лучшие компании из регионов. Я буду счастлив, если самые интересные компании из, допустим, Ростова-на-Дону приедут на конференцию Startup Village, а затем вернутся в свой город и будут успешно развиваться.

Есть еще один аспект, и это - Сколковский институт науки и технологий. Мне представляется чрезвычайно важным, если по результатам Стартап-тура молодые люди, имеющие предпринимательскую жилку, отправятся учиться в Сколтех. В Сколтехе как раз сейчас идет набор новых студентов, и было бы здорово подпитать этот процесс талантливыми ребятами из разных российских городов, которые в итоге смогли бы стать частью экосистемы «Сколково».

  

-С каким месседжем Вы обратитесь к участникам Стартап-тура в Ростове-на-Дону и других городах?

-Думаю, для тех, кто когда-либо слышал мои выступления, это не станет сюрпризом. Я повторяю и буду повторять, пока живу, два слова: «без страха» - имея в виду отношение к предпринимательству. Будем откровенны: предпринимательство не каждому по плечу. Есть множество людей, которым больше подходит работать в университете или в большой компании, в Фонде «Сколково», в конце концов, но не пытаться стать владельцем собственного бизнеса. Однако если в вас есть этот ген, который отвечает за способности к управлению компанией, надо рискнуть и попытаться основать свой бизнес. А ведь известно, что много людей, в ДНК которых имеется подобный ген, не рискует начинать собственное дело. Их отговаривают родители, учителя в школе, преподаватели в университете, бизнес-аналитики, которые рассуждают о замедлении экономики. Мой месседж прост: не бойтесь начинать.

Нужны умные деньги

-По роду работы в Фонде Вы находитесь в ежедневном контакте со стартапами со всей страны. Чего они в действительности хотят, в чем, по Вашему мнению, нуждаются, помимо денег? Изменились ли их запросы за последнее время?

-Когда два года назад мы отправлялись в первый Стартап-тур, наверное, 99% людей, с которыми мы говорили, были убеждены: единственное, что нужно для успеха их предприятия, - это деньги. Часто можно было слышать от предпринимателей: «Просто дайте нам денег, мы прекрасно знаем, что делать дальше».

Уже в прошлом году было понятно, что все больше людей приходит к осознанию: предпринимательство не есть простая производная от денег. Если бы это было так, то самой инновационной страной на планете была бы Саудовская Аравия. Или Дубай. Или Норвегия. В Норвегии предпринимателям раздают миллионы просто ради того, чтобы они были предпринимателями. Можете вы на память привести много примеров норвежских инноваций?

Я хочу сказать, что стартапам больше, чем деньги, нужны другие стартапы. Они должны учиться друг у друга. Так происходит в Финляндии на конференции SLUSH, в которой участвует «Сколково». Каждый на SLUSH может оценивать, что делают другие, как они это делают, как они себя позиционируют, презентуют. Кто-то провалился, кто-то показал себя молодцом. Какой-то продукт захватил воображение инвесторов, а какие-то инвесторы сами разочаровали стартаперов.

Во-вторых, стартапы должны стремиться к звездам, они должны ставить себе цель стать лучшими в мире. Недостаточно быть лучшей компанией своего города. Недостаточно считаться лучшим парнем (девушкой) Российской Федерации. Ваш продукт должен быть лучшим в мире – тогда он пригодится и в России. То есть нужен benchmark: эталон, стандарт.

Ну, и в-третьих, деньги, безусловно, нужны. Но не просто деньги, а умные деньги (smart money). Нужен кто-то, кто способен помочь вам – бизнес-ангел, например. Не только финансами, но и советом, если вы попадете в беду.

Вот три элемента, осознание которых, на мой взгляд, постепенно происходит. Но такая работа над собой не совершается за один день.

-Что, на Ваш взгляд, может стать мерой успеха RST?  

-Для меня мерой успеха будет, если в каждом городе, через который пройдет Стартап-тур, найдется десять-двадцать-тридцать молодых людей, у которых имеются новые идеи, и эти идеи могут вылиться в создание новых компаний; с такими компаниями можно будет дальше работать.

Я бы также хотел видеть три-пять компаний, которые уже попробовали себя за рубежом, в глобальной конкуренции.

И я бы хотел встретить в каждом городе сотню человек, каждый из которых расскажет десятку своих знакомых, что такое предпринимательство. Если каждый из них расскажет своим друзьям, что узнал что-то новое, о чем до сих пор не подозревал, то в каждом городе появятся тысячи людей, которые будут без страха относиться к предпринимательству. Многие из этих людей и компаний окажутся вовлечены в орбиту Startup Village. А тем компаниям, которые уже имеют некоторый международный опыт, мы, надеюсь, сможем помочь выйти на международный рынок.

Если так и случится, я буду счастлив.