Пилотируемый полет к Луне в 2029-2030 году - один из приоритетов России, при этом планов полета к Марсу у Роскосмоса на нынешней стадии нет, заявил руководитель космического ведомства Игорь Комаров. «Марс является приоритетом NASA. Мы можем отлично дополнять друг друга и сообща работать над этой программой. Глобальные проекты легче реализовать совместно – так требуется меньше инвестиций, они идут на пользу всем участникам», - сказал в интервью Bloomberg Игорь Комаров. Предлагая сосредоточиться на освоении Луны, Роскосмос ставит перед собой вполне посильную задачу, место в реализации которой найдется и «Сколково», пишет в колонке для Sk.ru директор по науке космического кластера Фонда Николай Михайлов. 

Мне импонирует предложение Игоря Комарова (не будем забывать, что он по образованию он экономист) осваивать космос сообща. Эта деятельность требует огромных финансовых затрат, и всегда хорошо, если найдется кто-то, готовый разделить их с тобой. Кстати, про то же неоднократно говорил и вице-премьер Дмитрий Рогозин, в частности, когда анонсировал возможное строительство совместной с китайцами лунной базы. В этом решении нет никакой политики, одна экономика – расходы всегда лучше делить с партнером.

Фото: Flickr.

Что касается конечной точки полета - Луна или Марс. Тут я тоже склонен согласиться с Игорем Комаровым, потому что цели нужно ставить реалистичные. Пилотируемый полет к Марсу к таковым пока не относится. Неслучайно полеты к Марсу в космических программах тех стран, которые вынашивают такие планы, относятся к 30-40-ым годам нынешнего столетия. На такую отдаленную перспективу сложно прогнозировать прогресс даже в такой консервативной области, как космонавтика.

Первый же вопрос, который возникает, когда речь заходит о пилотируемом полете к Марсу - как экипаж вернется на Землю? Ведь взять с собой необходимое на обратный путь количество топлива не представляется возможным. Звучат предложения построить на Луне космодром и отправить экипаж к Марсу уже оттуда. Такой подход не решает ни задачи возвращения с Марса ни проблемы экранирования космической радиации во время полета.

Пилотируемый полет к Луне, напротив, понятен и реализуем, что доказала, в частности, американская программа Apollo. Высадка людей на Луне вполне может стать задачей-минимум для российской космической отрасли, чтобы в более отдаленной перспективе перейти к реализации задачи-максимум - таковой может стать создание лунной инфраструктуры для ее использования в промышленных и исследовательских целях.

Николай Михайлов. Фото: Sk.ru

Для пилотируемого полета к Луне понадобится тяжелая или сверхтяжелая ракета. Ее создание – сложная, но понятная и обозримая задача. Впрочем, бенефициаром новой лунной программы, да и вообще комической деятельности является не только космическая отрасль. На сайте NASA есть целый раздел, описывающий, какие полезные предметы и технологии вошли в нашу повседневную жизнь благодаря космической программе, причем упор сделан не на спутниковую навигацию, связь или телевидение, а на элементарные вещи вроде тюбика для зубной пасты, застежку-липучку для одежды и приспособления, которыми пользуются пожарные.

Очевидный вопрос - как в новую лунную программу может быть вписана деятельность Фонда «Сколково» и его резидентов? Я вижу два направления такого взаимодействия – снизу и сверху.

Снизу – это про стартапы, которые решают множество мелких и частных, но от того не менее важных задач. Очевидно, что проектирование сверхтяжелой ракеты - не слишком органичная задача для «Сколково», нацеленного на поддержку малых инновационных компаний. Резиденты Фонда могут быть привлечены к решению широкого спектра иных задач, например, в области создания радиационно-стойкой элементной базы, которая необходима для полета или навигации и управления движением. Эта сфера требует не миллиардных вложений или обширного штата, а наличия мозгов. Непаханое поле разных задач, которые под силу стартапам, связано с созданием системы связи.

Что касается взаимодействия, ориентированного сверху вниз. Пока заявление главы Роскомоса носит, скорее, стратегический характер. Когда лунные планы России будут реализованы в виде конкретной программы, уверен, что Роскосмос, с которым мы находимся в хороших деловых отношениях, включит «Сколково» в этот проект. Роль Фонда может быть не только технической, но и технико-организационной, по аналогии с планами нашего участия в возможном проекте создания коммерческого оператора российского сегмента МКС. Убежден, что Сколково найдет свою нишу и при реализации лунного проекта.

С инициативой создания коммерческого оператора российского сегмента МКС выступила компания «Даурия Аэроспейс» - партнер Фонда «Сколково». По мнению владельца «Даурии» Михаила Кокорича, коммерческий потенциал станции можно реализовывать гораздо полнее, организовав сервис по запуску сверхмалых спутников с МКС, а также перестроив процесс проведения экспериментов внутри станции и на ее внешних поверхностях. Коммерческий оператор МКС сможет взять на себя работу с заказчиками запусков и научных экспериментов в модулях МКС. Оператор также займется стандартизацией: для повышения эффективности использования ресурсов МКС предлагается создать серию специализированных стандартных адаптеров как для вывода космических аппаратов, так и унифицированных модулей для проведения экспериментов. В частности, речь идет о создании стандартизированных контейнеров для запуска спутников формата CubeSat, которые кратны по размерам кубикам 10 x 10 см. В «Даурии» подчеркивают, что стандартизация упростит работу космонавтов, которым потребуется меньше времени для операций с научным оборудованием.