Резидент «Сколково» «КБ Аврора» и группа компаний «Таксовичкоф» и «ГрузовичкоФ» подписали соглашение о создании первого отечественного центра разработок перспективных систем помощи водителям транспортных средств. 

Один из тестов беспилотной "Газели" с системой управления "КБ Аврора". Фото: Sk.ru

Проект призван повысить безопасность дорожного движения и направлен на развитие так называемых «систем помощи водителям» (ADAS – Advanced driver assistance systems).  Технология подразумевает установку на автомобиль центрального блока управления, функции которого будут постоянно развиваться. На первых этапах система будет способна помогать водителю и контролировать его действия, а с развитием – частично или полностью брать управление на себя. В основу проекта лег пятилетний опыт разработок в сфере автоматизации автотранспорта конструкторского бюро «Аврора», заказчиками и соинвесторами выступили известные представители отрасли автоперевозок: компании «ГрузовичкоФ» и «ТаксовичкоФ», использующие более 1800 собственных и привлеченых автомобилей. Помощь в коммерциализации проекта оказывает Робототехнический Центр «Сколково». 

Тестовые запуски автомобиля, оснащенного такими системами, планируются уже в следующем году, рассказал Sk.ru директор «КБ Аврора» Станислав Голь: «Внешне такой автомобиль мало отличается от привычного, инновации — под капотом. В таких автомобилях человек все еще остается ответственным за управление и в любой момент может перехватить управление. Сейчас автомобили, оснащенные аналогичными системами стоят существенно дороже и продаются в премиальном сегменте. Но есть непреклонный закон рынка: то, что сегодня продается в премиальном классе через пять лет будет в среднем ценовом сегменте, а через десять лет — во всех машинах. Так было и с персональными компьютерами, и с мобильными телефонами. Степень безопасности автомобиля, управлять которым помогает искусственный интеллект, будет намного превышать аналоги на ручном управлении».

По данным различных исследований, беспилотные системы способны снизить аварийность  в среднем на 40-60%. В нашей стране в ДТП каждый день погибает около 80 человек, а значит, производство и запуск систем помощи водителям смогут спасти множество жизней. Такие системы помогут избежать ряд опасных ситуаций на дороге и помочь водителю в экстренных ситуациях.

«В разработку беспилотных транспортных средств инвестируются огромные интеллектуальные и денежные ресурсы крупнейших компаний мира, потому что за этим будущее отрасли перевозок. Отечественные ученые из конструкторского бюро «Аврора» серьезно продвинулись в этом направлении, создав проект самоуправляемого автомобиля, который стал победителем соревнований «Робокросс». Учитывая, что эти транспортные средства будут максимально безопасны, безаварийны и выгодны с точки зрения экономии сил и энергии водителя, группы компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» решили поддержать инициативу отечественных новаторов», — заявил генеральный директор группы компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» Игорь Рудзий.

В проектируемой машине водитель  продолжает играть важную роль, а искусственный интеллект выступает в роли наблюдателя и помощника, объясняют инициаторы проекта. Если сложность окружающей обстановки превысит возможности компьютера, управляющего машиной — например, возникнут проблемы вроде дорожных работ на полосе движения или неблагоприятных погодных условий, — компьютер передаст руль человеку. Инновационные авто «дисциплинируют» трафик, максимально увеличивают безопасность и скорость передвижения.

Системы управления для различных видов транспорта. Схема: Аврора

В режиме теле-присутствия автомобили, оснащенные такой системой, смогут также работать с помощью удаленных операторов, что создаст дополнительные рабочие места и изменит условия труда. Как утверждают разработчики проекта, программа удаленного управления будет максимально ориентирована на обычного водителя и проста в освоении.

По мнению заместителя заведующего кафедрой по научно-исследовательской работе кафедры робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ», кандидата технических наук, доцента Дмитрия Самохвалова, у российских разработчиков есть шанс совершить прорыв на рынке беспилотников: «Беспилотный автомобиль — это будущее, которое становится все ближе. Я думаю, наши инженеры при желании смогут опередить Google и выпустить инновационный автомобиль первыми. По самым смелым прогнозам, массово на дорогах страны эти авто появятся не ранее чем через 10-15 лет. Очень хорошо, что транспортная компания поддерживает начинание ученых. Это прекрасный пример синергии бизнеса и науки».

Появление на дорогах систем помощи водителям пассажирского и грузового транспорта одновременно является и угрозой и возможностью для всех участников рынка транспортных и логистических услуг, рассуждает руководитель Робототехнического Центра «Сколково» Альберт Ефимов: «Те компании, которые сумеют капитализировать новую технологию, сумеют уйти в отрыв от конкурентов как за счет снижения затрат, так и за счет радикального повышения безопасности. Это мировой тренд, и мы очень рады тому, что значимый игрок отечественного рынка пассажирских и грузовых перевозок  — ГК «Грузовичкоф» и «Таксовичкоф» — решил развивать это направление совместно с Инновационным Центром «Сколково» и нашим участником «КБ Аврора». В соглашении указаны конкретные проекты, которые представляют интерес для обоих участников и могут быть коммерциализированы как на отечественном рынке, так и на растущих международных рынках. Мы работаем над максимальным вовлечением участников Сколково в реализацию программы АвтоНэт Национальной Технологической Инициативы».