Недавно исследователи из США сообщили о принципиальной невозможности остановить старение. Их статья, опубликованная в журнале PNAS, привлекла внимание общественности. Научные сотрудники российской биотехнологической компании Gero, которая разрабатывает терапевтические подходы для продления жизни, категорически не согласны с этим выводом. Комментирует математик Петр Федичев, Ph. D., заведующий лабораторией моделирования живых систем МФТИ, научный директор компании Gero.

Наши коллеги в своей статье совершенно правильно отмечают, что конкуренция между клетками многоклеточного организма приводит к неминуемому разрушению его тканей и смерти. Тому есть много биологических примеров: самый яркий — это то, как активно размножающиеся раковые клетки захватывают организм, истощая его ресурсы. Исходное исследование включает в себя весьма разумную модель эволюции клеточного состава организма во времени, из которой исследователи и делают вывод, что старение принципиально неотвратимо.

Одновременно с этим авторы отмечают, что существуют примеры животных с пренебрежимым старением, в организме которых с течением времени не возникает возрастных физиологических изменений. Концепция пренебрежимого старения, пишут Нельсон и Мазель, «не лишена теоретических оснований». Они цитируют одну из наших научных публикаций, подчеркивая, что генетические регуляторные механизмы могут исправно работать в течение неограниченного времени, если поломки в генах оперативно исправляются на клеточном уровне. В этом случае теоретически можно создать и такие условия, при которых клетки вообще не будут выходить из строя. Проблема, отмечают авторы, кроется в том, что и сами защитные механизмы со временем ломаются, становясь менее эффективными в стареющем организме. Именно эту положительную обратную связь мы и описали в своей работе, объясняя, почему у большинства биологических видов вероятность смерти экспоненциально растет с возрастом. Для человека, например, действует закон смертности Гомпертца, который гласит, что вероятность смерти удваивается каждые 8 лет.

Петр Федичев. Фото: Quantum Pharmaceuticals

Однако защитные возможности организма не ограничиваются клеточными системами исправления поломок. В своей статье Нельсон и Мазель упоминают иммунную систему и гены, подавляющие рост опухолей, которые, по их словам, «способны значительно замедлить старение, возможно, даже до пренебрежимого уровня». Авторы отмечают, что построенная ими модель «не сообщает о степени выраженности возрастных разрушений организма, но только об их принципиальной неотвратимости». Тем самым исследователи, фактически, соглашаются с возможностью ситуации, когда клеточный состав организма стабилизируется во времени — иными словами, старение отсутствует.

При этом такой вариант «замороженного старения» не гарантирует бессмертия. Есть животные, которые практически не стареют от природы: например, голые землекопы и летучие мыши. Их сейчас активно изучают, и видно, что в конце концов и у этих «вечно юных» организмов развиваются серьезные заболевания и в итоге наступает смерть. Разница в том, что вероятность развития заболеваний и смерти у этих животных с возрастом не увеличивается: в привычном нам смысле они не стареют. Последние публикации сообщали о случаях смерти голых землекопов от рака, поэтому можно сказать, что конкуренция между клетками имеет место вне зависимости от того, стареет организм или нет.

Пренебрежимое старение — многообещающее, и, как показывают существующие в природе примеры, достижимое состояние организма. Уже в ближайшем будущем лекарства от старения позволят устранить возрастные изменения, свести к минимуму вероятность развития заболеваний и улучшить качество жизни людей зрелого возраста. Мы будем жить существенно дольше, оставаясь молодыми, здоровыми и продуктивными. Достижение пренебрежимого старения — это, на наш взгляд, одна из самых важных современных задач, стоящих перед наукой и обществом. Последние пять лет мы ищем терапевтические подходы к проблеме старения совместно с ведущими международными экспертами в области, и надеемся уже через 2-3 года вывести на рынок решение, которое существенно отсрочит наступление старости.

Компания Gero работает в области биотехнологий с 2004 года. Является резидентом биомедицинского  кластера Фонда "Сколково".

Последние 5 лет сфокусирована на научных разработках по борьбе со старением. Работы ведутся в коллаборации с лидирующими научными организациями мира. Одно из  лекарств находится в доклинических испытаниях (онкология), другое (сенсибилизатор антибиотиков) создано в коллаборации с Университетом Нью-Йорка и лицензировано. Технологии Gero стали основой многих сделок, в том числе с членами топ-20 мировой фармы. Опубликован ряд фундаментальных научных работ в сфере старения, часть из них —  в соавторстве с учеными The Massachusetts Institute of Technology,  Roswell Park Cancer Institute, University of Arkansas for Medical Sciences и Harvard Medical School.

В научно-консультационный совет входят ведущие мировые эксперты в области старения: Браин Кеннеди (Директор центра здорового старения школы медицины Yong Loo Lin Национального Университета Сингапура, бывший президент и CEO Buck Institute for Research on Aging, Обри ди Грей (Председатель и директор по науке Фонда SENS), Андрей Гудков (Senior Vice President for Basic Research, Roswell Park Cancer Institute).

Деловая и научная репутация Gero позволили получить доступ к медицинским данным порядка 500 тысяч человек одного из крупнейших мировых биобанков - UK Biobank (Великобритания) для их анализа и построения расчетных моделей. Технологии Gero, примененные к данным UK Biobank, стали основой проекта Gero Health.