В Сколковском институте науки и технологий 18 января началась двухдневная Европейская региональная конференция сообщества университетов, вовлеченных в инициативу CDIO. Это международный проект, нацеленный на реформирование инженерного образования, повышение его качества и приближение к реальным запросам индустрии и общества. Идеолог программы - первый ректор Сколтеха Эдвард Кроули. «В 2000-году мы вместе с группой шведских коллег начали программу CDIO. Летом 2011 сообща с коллегами из России и других стран мы запустили Сколтех. И вот сегодня они, наконец, воссоединились. Это как если бы твой ребенок от первого брака встретился с ребенком от второго», - провел аналогию профессор Кроули

В этом сравнении, конечно, есть некоторая доля преувеличения. На самом деле 12 стандартов инициативы CDIO (в них прописана общая философия программы, разработка учебных планов и практических заданий, требования к помещениям для занятий, новые методы преподавания, повышение квалификации педагогов, а также аудит и оценка программы и успеваемости студентов) начали внедряться в Сколтехе с момента запуска университета. «Практика – вот что важно. Этот принцип мы исповедуем в Сколтехе, потому что здесь занимаются прикладной наукой и инновациями, - рассказывал в 2013 году в интервью Sk.ru Эдвард Кроули. – Идея CDIO заключается в том, что студенты должны учиться в контексте профессиональной практики, или, как мы это называем, в «реальном контексте». Это способ готовить студентов к будущей работе, помогая им ощутить, что такое на самом деле быть инженером». Кроули проиллюстрировал эту мысль аналогией со студентами-медиками, получающими реальный опыт во время клинической практики. В Сколтехе  использованы принципы CDIO, которые доказали свою эффективность в разработке лучших практик нового образования.

Эдвард Кроули: Идея CDIO заключается в том, что студенты должны учиться в контексте профессиональной практики. Фото: Sk.ru

Европейский дивизион относится к числу наиболее активных участников программы и именно поэтому конференция CDIO 2018 года проходит в Сколковском институте науки и технологий.  Нынешний ректор Сколтеха Александр Кулешов, открывая Европейскую региональную  конференцию CDIO, констатировал: для вуза это очень важное событие. «Ключевое слово в названии нашего института - это «технологии». Инжиниринг - самая важная сфера нашей деятельности. Лично для меня CDIO – это философский базис для PLM [product lifecycle management, прикладное программное обеспечение для управления жизненным циклом продукции – прим Sk.ru]. Инициатива CDIO очень важна для сферы образования, причем не только инженерного. Ведь образование в наши дни становится все непрерывным процессом.  Мы бы были благодарны, если бы выступающие сосредоточились на образовательной составляющей этой инициативы».

«Надо двигаться от логики знания к логике применения, отталкиваться от решения конкретной и современной инженерной проблемы. Такой практический подход помогает лучше усвоить теорию»

Упор на практический проход к техническому образованию зашифрован уже в самой аббревиатуре CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate, то есть Осмысление –Проектирование –Реализация-Эксплуатация). В полном соответствии с этим постулатом выступление Эдварда Кроули прерывалось его интерактивным общением с участниками конференции, во время которого после короткого обсуждения с соседями по залу им предлагалось ответить на связанные со внедрением программы вопросы. Поначалу участники конференции (среди них – десятки представителей разных стран) тушевались. Тон этой серии вопросов и ответов задал академик Кулешов, первым детально ответивший на предложение Эда Кроули порассуждать о том, какой из 12 стандартов CDIO является самым сложным для имплементации. По мысли ректора Сколтеха, это стандарт, относящийся к активному обучению.

Александр Кулешов: "Инициатива CDIO очень важна для сферы образования, причем не только инженерного". Фото: Sk.ru

Разрыв между академическим знанием и практическими запросами общества ощущается повсеместно, и задача инициативы CDIO - сблизить две этих сферы, пока отстоящие довольно далеко друг от друга. Кристина Эдстром, которая вместе с Эдвардом Кроули разрабатывала программу, в беседе с Sk.ru вспоминает: когда она заканчивала учиться инженерному делу в шведском Техническом университете Чалмерса, то совершенно не представляла, как на практике использовать полученные  знания, хотя к моменту выпуска сдала десятки экзаменов. «Было понятно, что косметические реформы делу не помогут. Тратить 6-7 лет на изучение теории вместо того, чтобы готовиться к реальной работе, нецелесообразно».

Любимый раздел Эдстром в инициативе касается умения работать в команде, навыков общения и взаимодействия с коллегами.  Инженерия, считает Эдстром, - стопроцентно социальная активность. Она реализуется людьми в окружении и в интересах социума, а половина успеха  - это результат правильной коммуникации: «Инженер должен уметь решать проблемы, взаимодействовать с партнерами, заказчиками и поставщиками»,  - пояснила Эдстром.

Соединительным звеном учебной ткани в соответствии с принципами CDIO является интегрированный образовательный план. Вот выдержка из описывающего его Стандарта 3: «Учебный план CDIO включает в себя задания, работая над которыми студент помимо дисциплинарных знаний приобретает личностные, межличностные компетенции, а также умение создавать продукты и системы. Учебные дисциплины взаимно дополняют друг друга, пересекаются между собой по содержанию и совместно приводят к достижению необходимых результатов обучения. В подробном плане должна быть прописана взаимосвязь изучаемых учебных дисциплин с преподаваемыми компетенциями CDIO».

"Мы сразу поняли, что профессор Эдвард Кроули наш единомышленник. Мы его почувствовали"

Еще недавно в Швеции профессор вполне мог сказать коллегам: «Я преподаю термодинамику, а остальное меня не касается». В результате студенты получали во многом разрозненные знания, не складывавшиеся в целостную картинку,  рассказывает Кристина Эдстром. «Надо двигаться от логики знания к логике применения, отталкиваться от решения конкретной и современной инженерной проблемы. Такой практический подход помогает лучше усвоить теорию».

В России инновационным стандартам CDIO помимо Сколтеха следуют Томский политехнический университет, Астраханский государственный университет, Московский авиационный институт и некоторые другие вузы. Ректор Астраханского госуниверситета Александр Лунев, который участвует в конференции в Сколтехе, некоторое время назад рассказывал Sk.ru: «Мы испытывали острую неудовлетворенность, потому что понимали, что сфера образовательных услуг - а мы себя относим именно к сфере услуг - отстает от запросов рынка труда. Мы изучали современные технологии менеджмента в бизнесе, поскольку он вынужден постоянно совершенствоваться,  и пытались применить их в учебном процессе. В  частности, мы адаптировали под университетское образование принципы Бережливого производства корпорации Toyota и концепцию 6 сигм [суть в улучшении каждого из этапов производства, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности – прим. ред.] и получаем от них реальный эффект. И когда мы узнали об инициативе CDIO и увидели, как ее стандарты используются в подготовке инженерных кадров, мы обрадовались. Мы сразу поняли, что профессор Эдвард Кроули наш единомышленник. Мы его почувствовали».

Что конкретно дает университету участие во Всемирной инициативе CDIO? «То, чего не могут дать официальные структуры, - отвечает ректор. - Смелость преобразовать учебный процесс и всю профессиональную подготовку. Теперь мы имеем стратегию перевода системы образования, построенного на принципах дисциплинарного теоретического обучения, к обучению проектному. Да, и прежде многие наши активные студенты делали проекты - по грантам, хоздоговорам, но это было в основном в рамках инновационного подхода, который предполагает коммерциализацию научных исследований, а CDIO включает проектную командную деятельность непосредственно в учебный план, уже с первого курса».

С внедрением стандартов CDIO на смену дисциплинарному учебному плану в АГУ пришел интегрированный. К теоретическим дисциплинам, семинарским занятиям и  другим формам обучения добавлена подготовка студентов через проектную деятельность. Как это реализуется на практике, Sk.ru разъяснила Галина Стефанова, первый проректор университета. Каждый студент вовлечен как минимум в два учебно-научных проекта, которые проводятся при этом не одним преподавателем, а несколькими, с учетом принципов междисциплинарного обучения. Проекты завершаются получением практического результата с прицелом на коммерциализацию. «Мы еще в начале пути, но новой методике начали стабильно работать порядка 500 студентов на трех факультетах: физико-техническом, аграрном и гуманитарном. Параллельно мы обучаем преподавателей, благо в 12-ти стандартах CDIO, которые служат своего рода путеводителями в проведении образовательных реформ и оценке их эффективности, особо предусмотрено повышение квалификации профессорско-преподавательского состава»,  - отметила Г. Стефанова.