Сколковская компания «Нетология», начинавшая пять лет назад как маленький «подвальный» стартап, а ныне оцениваемая в 60 млн долларов, проводит в иннограде 20-21 апреля масштабную практическую конференцию по онлайн-образованию EdmarketConf. Операционный директор «Нетология-групп» Алексей Полехин поделился с Sk.ru опытом находок и ошибок компании, взглядом на стоимость образования в России, которую он считает чрезмерно низкой, оптимальным, на его взгляд, соотношением soft skills и hard skills у специалистов разного уровня, а также тем, что ему представляется «преступлением» как в очном, так и онлайн-образовании.

Несколько лет назад профессор MIT Анант Аргарвал, основатель edX, сказал об онлайн-курсах: «Это новое рождение образования. Это то, что трансформирует университеты. Это демократизирует образование в глобальном масштабе. Это крупнейшая инновация в образовании за 200 лет». Последней сопоставимой, по его словам, инновацией в образовании было изобретение карандаша.

События в области образовательных технологий, однако, развиваются настолько быстро, что время восторгов в отношении онлайн-курсов уже далеко позади, равно как абсолютизация очного и онлайн-форматов обучения: одно без другого невозможно. По мнению Алексея Полехина, «никак нельзя противопоставлять онлайн и очное образование; в той или иной степени, они должны наполнять любую образовательную траекторию».

Операционный директор «Нетология-групп» Алексей Полехин. Фото: «Нетология-групп»

Траектория самой компании «Нетология» свидетельствует о том же: сейчас она уже позиционирует себя как просто университет без приставки онлайн. «Нетология», говорится на сайте компании, — это университет по подготовке и дополнительному обучению специалистов в области интернет-маркетинга, управления проектами, дизайна, проектирования интерфейсов и веб-разработки.

«Сколково» сегодня объединяет сильнейших игроков рынка, и «Нетология» - безусловно, один из таких проектов, - отмечает вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор ИТ-кластера Константин Паршин. - Рынок образовательных технологий бурно развивается во всем мире, и наша страна - не исключение, но сейчас есть запрос от индустрии на формулирование конкретных областей их применения и демонстрацию, в том числе, экономической эффективности, которую привносят инновации в образование. Мы видим своей задачей помогать экосистеме образовательных проектов и представителям индустрии находить конкретные области экономически эффективного применения цифровых образовательных технологий».

Алексей Полехин, который будет одним из спикеров предстоящей конференции, познакомил Sk.ru с некоторыми тезисами своего выступления, которое, по его словам, будет посвящено в основном, финансовой стороне деятельности «Нетологии».

«Мне кажется, что в жизни любого стартапа - это одна из главных проблем: начиная что-то, мы всегда очень боимся говорить о деньгах, считая, что это приватная информация, что ее нельзя разглашать, - замечает он. - Из-за такого поведения как раз и происходят самые грубые ошибки в планировании бизнес-проектов в области образования, где эталонов как таковых пока нет». Как считает Алексей Полехин, участникам конференции будет полезен и позитивный опыт «Нетологии», находившей неочевидные прорывные решения, которые позволяли повысить оборот, так и опыт ошибок компании. В частности, то, на чем создатели «Нетологии» ошибочно пытались экономить.

Операционный директор приводит в качестве иллюстрации два своих лайфхака.

Правильно упаковать продукт

Первый пример показывает, как компания, даже не создавая нового продукта, может легко увеличить обороты, правильно упаковывая уже имеющиеся продукты.

«В какой-то момент мы начали объединять отдельные продукты, которые стоили, допустим, 20 тысяч рублей, в некие прогрессии и продавать по 60-80 тысяч рублей, - говорит собеседник Sk.ru. - Ирония в том, что люди гораздо охотней платят за более дорогие продукты. Изначально это было очень неочевидно для нас, но мы ощутили результаты по росту выручки в условиях, когда компания не создавала новых продуктов, а просто более правильно их упаковывала. Все считают, что в области образования люди очень чувствительны к цене; оказывается – это не совсем так. Нашим опытом может воспользоваться любая компания. Если у вас есть три-четыре курса, которые вы можете сложить в некую траекторию, не продавайте их отдельно. Продавайте их пакетом».

Второй пример имеет отношение к тому, что «Нетология» предлагает пользователям сопровождаемое обучение, когда каждого студента сопровождают менторы, наставники, преподаватели. «Если бы мы шли по стандартному пути, то, конечно, количество людей, сопровождающих 3 с лишним тысячи студентов, которые учатся здесь и сейчас, выросло бы колоссально, а, следовательно, и расходы на них, - рассуждает А.Полехин. - Что мы сделали? Однажды мы увидели, что студенты, закончив обучение, хотят продолжать сотрудничать с нами. И мы создали такую инфраструктуру, как аспирантство: сделали аспирантскую школу, грейды аспирантов, и теперь аспиранты удивительным образом сопровождают образовательный процесс – часто совершенно бесплатно, на волне мотивации, - и это дает нам колоссальную экономию с точки зрения контентных расходов».

Вывод, который сделали из этого опыта в компании, звучит так: нужно обязательно привлекать своих выпускников, не расставаться с ними.

«В жизни любого стартапа это одна из главных проблем: начиная что-то, мы всегда боимся говорить о деньгах, считая, что это приватная информация. Из-за такого поведения как раз и происходят самые грубые ошибки в планировании бизнес-проектов в области образования, где эталонов как таковых пока нет»

Подобного рода рекомендации представляют собой не теоретические рассуждения, а вытекают из практики «Нетология-групп». Поскольку компания лидирует в своем сегменте дополнительного профессионального образования в области «диджитал» на российском рынке, интересно понять, как она относится к более общим вопросам образования. В частности, к роли традиционных университетов versus онлайн-обучение. На этот счет, как известно, существуют диаметрально противоположные точки зрения.

В частности, американский философ Марта Нусбаум утверждает, что в нашем все более неопределенном мире никогда еще не было столь важным для университетов «воспитывать воображение, нежели давать специфические знания». Ее мнение разделяют многие технологические гиганты из Кремниевой долины, которые для своих университетов набирают не только специалистов по тем или иным технологическим направлениям, но и, например, искусствоведов.

«Полностью согласен с этим мнением, - говорит Алексей Полехин. - Более широкий взгляд на вещи помогает лучше понимать, что происходит в смежным областях».

Другое дело, что, в зависимости от того, на какой стадии находится обучающийся, соотношение релевантности для него того, что принято относить к soft skills, то есть общих навыков, и hard skills, т.е. профессиональных навыков, существенно разнится.

«Если мы говорим про чистый онлайн, он больше подходит для специалистов начального уровня: людям, которые делают первые шаги в своей профессии, необязательно участвовать в каких-то очных семинарах, каких-то вещах, требующих собирать людей на определенном пространстве; достаточно получить базовые знания онлайн.

Как только мы говорим про специалистов среднего и высшего звена, мы обязаны включать в образовательную программу очные составляющие для того, чтобы люди могли встречаться, обмениваться опытом, защищать совместные проекты, работать в группах над проектами – в очном формате это проще и намного продуктивней, чем в онлайне. Опять же для специалистов среднего и высшего звена доля soft skills в их профессиональном целом делается сопоставимой с hard skills. А soft skills в рамках онлайна получить достаточно сложно. Чем более высокого уровня становится специалист, тем больше должна расти доля очного образования в его профессиональной траектории; в итоге она будет доминировать.

У специалиста высшего уровня soft skills имеют очень большой вес. Когда мы говорим о владельце бизнеса, его профессиональные навыки, конечно, могут быть не столь заметны, по сравнению с его soft skills», - полагает А.Полехин.

«Это преступление собирать людей просто для того, чтобы они что-то послушали»

Британский еженедельник Observer обращает внимание на другой аспект классического очного образования, который не в состоянии заменить онлайн: «Разумеется, университеты – это нечто гораздо большее, чем преподавание. Существует такая вещь, как социализация, или, как мы говорим в Британии, совместное выпивание. Это также предполагает жизнь вдали от дома, постижение элементарных житейских навыков – условно говоря, как сварить макароны. Не говоря уже о такой важнейшей вещи, как секс…»

У онлайна другие преимущества, его, по мнению операционного директора «Нетологии», можно рассматривать как некий канал донесения теоретического материала. «В принципе я считаю, что собирать людей на какую-то лекцию - кстати, не только очную, но и на онлайн формат типа вебинара, – это преступление: отрывать их от личных дел ради того, чтобы транслировать какой-то теоретический материал, - говорит он. - Любой теоретический материал базового уровня мы запросто можем оцифровать, перевести в какие-то видеоформаты, форматы методичек и т.д., и человек может потребить весь этот контент в удобное для него время, в удобном для него контексте, хоть лежа в ванне. И это преступление со стороны любого учебного заведения собирать людей для того, чтобы они что-то послушали».

«Я считаю, что собирать людей на какую-то лекцию - кстати, не только очную, но и на онлайн формат типа вебинара, – это преступление: отрывать их от личных дел ради того, чтобы транслировать какой-то теоретический материал»

Разумеется, речь не идет о лекциях выдающихся деятелей, т.е. выступлениях, которые, как выражается собеседник Sk.ru, имеют «мотивационную долю, соприкасаются с чем-то великим». Но для того, чтобы освоить, условно говоря, основы HTML, нет нужды в очном преподавании.

Стоимость образования в России «крайне низка»

Как говорят в Кремниевой долине, о чем бы мы ни рассуждали, в конечном счете мы всегда говорим о деньгах.

Алексей Полехин уверен: если говорить о стоимости образования в России, она – «крайне низкая». Признавая, что многие коллеги, возможно, не разделяют его мнения, он ссылается на исследование рынка высшего образования, которое «Нетология провела» в прошлом году.

Более того, операционный директор компании считает рост стоимости образования в России «хорошей тенденцией». Он усматривает непосредственную зависимость между стоимостью обучения и его качеством: «Анализируя академический рынок высшего и среднего специального образования, мы видим, что есть очень четкое разделение между вузами, которые действительно учат специалистов, и теми вузами, которые, прикрываясь своими лицензиями, по сути торгуют дипломами. Вплоть до того, что в выдаче поисковиков по тем или иным вузам в качестве ключевых слов фигурирует «покупка дипломов».

В этом контексте становится понятней, зачем «Нетология» в сотрудничестве со «Сколково» проводит конференцию EdmarketConf.

«Мы констатируем бум интереса к образованию, и мы видим большое количество людей, проектов, которые включаются в эту отрасль со своими продуктами, не очень хорошо понимая, что такое образование, - отмечает Алексей Полехин. - Поэтому велика вероятность того, что любой новый пользователь, который первый раз заинтересовался дистанционным образованием, столкнется с каким-то некачественным проектом, нацеленным на сиюминутную выгоду. Соответственно он сложит свое впечатление об отрасли, основываясь на этом своем первом негативном опыте. Конференция нужна для того, чтобы те команды, которые совершают свои первые шаги в образовании, знали, как правильно делать проекты, в чем ценность образования для конечных пользователей. То есть конференция для нас – это хотя и коммерческий, но побочный продукт. Для нас важнее формирование правил игры на рынке, мы заинтересованы в том, чтобы в отрасли все было в порядке. Любой обмен опытом ведет к росту качества отрасли в целом».

То есть для дальнейшего роста «Нетологии» нужно улучшать среду.

Собственно, в том же заинтересован и Фонд «Сколково», на площадке которого 20-21 апреля пройдет конференция EdmarketConf.

«Сколково», по словам Екатерины Рыжковой, отвечающей за направление EdTech в ИТ-кластере Фонда, не только оказывает помощь в организации мероприятия на площадке Технопарка: «Мы помогаем «Нетологии» привлекать ключевых спикеров. У многих наших партнеров есть запрос на повышение качества обучения сотрудников, используя современные подходы к обучению, кто-то уже активно внедряет у себя современные инструменты обучения и готов поделиться своим опытом в этом».