Проект «города ученых» в Сколково может подменить собой модернизацию страны.

«Силиконовая долина» (иногда ее называют «Кремниевой долиной») — не просто экономическая зона в американском штате Калифорния. Уже несколько десятилетий эта особая территория, прилегающая к Стэнфордскому университету, является символом удачного симбиоза науки и бизнеса. Здесь разрабатываются самые передовые технологии, которые приносят США не только славу ведущего игрока в мировом научно-техническом прогрессе, но и колоссальную прибыль (достаточно сказать, что это родина таких всемирно известных компаний, как Intel, AMD, Oracle, Apple, Cisco, Yahoo!, eBay). Именно поэтому «Силиконовая долина» стала для многих стран образцом для подражания и нарицательным понятием.
Свой «Кремниевый остров» появился в 70-х годах в Японии, где стремительно начала развиваться электроника. Дания вместе с южной Швецией образовала свою «Медиконовую долину», где сегодня сосредоточены научные лаборатории, коммерческие структуры и промышленные предприятия, занимающиеся биомедициной. Уже почти тридцать лет действует научный городок Чжунгуаньцунь — «Кремниевая долина» Китая, где частные компании продвигают высокие технологии. В Бангалоре и его окрестностях появилась индийская «Силиконовая долина», где с начала 2001 года открыли свои представительства 230 международных корпораций.
Теперь о создании аналога «Кремниевой долины» всерьез заговорили и в России, называя Национальный центр исследований и разработок, в котором будет сосредоточена интеллектуальная, инженерная, научная и коммерческая среда, инноградом. Идея этого «крупнейшего испытательного полигона для новой экономической политики» принадлежит президенту Дмитрию Медведеву, ее поддержал премьер Владимир Путин, а рабочую группу по разработке проекта возглавил первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков.
Помимо него в группу, в частности, входят вице-президент РАН Сергей Алдошин, директор департамента финансов аппарата правительства Андрей Белоусов, начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева, заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский, председатель правления Сбербанка Герман Греф, губернатор Московской области Борис Громов, помощник президента Аркадий Дворкович и гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс. Прорабатывается создание управляющей компании, которая возьмет на себя бизнес-план и финансирование строительства Центра. И президент уже назначил руководителя российской части этой координационной структуры. Им стал основной владелец «Реновы» Виктор Вексельберг.
По замыслу, инноград должен стать не только главным реальным проектом модернизации страны, но и своеобразным локомотивом процесса ее технологического развития. В нем будет проходить работа над пятью приоритетными направлениями — энергетикой, информационными технологиями, телекоммуникациями, биомедицинскими и ядерными технологиями. Именно поэтому в эту особую территорию предполагается вложить, по выражению Суркова, «десятки миллиардов рублей госвложений и столько же еще частных инвестиций», и тогда «чудо возможно». По крайней мере, в него предлагается верить.
Вообще-то вера во что-то хорошее, позитивное является, с одной стороны, главным источником существования России, с другой — самым серьезным ее испытанием. Ведь очень часто вера в очередное «чудо» заканчивалась не только разочарованием, но и полным крушением надежд. Поэтому имеет смысл говорить о плюсах и минусах этого проекта уже сейчас, на еще виртуальной стадии его разработки. Чтобы потом, в случае успеха было предельно ясно, как создавался наш модернизационный прорыв, а в случае неудачи было также понятно, почему он не состоялся.
Первый вопрос, который сегодня обсуждается в связи с инноградом: почему местом его расположения выбрано именно Сколково? Как объясняют члены рабочей группы, оно находится не только рядом с Москвой, но и недалеко от действующих наукоградов и научных центров, до него легко добраться на любом транспорте, включая самолет. Президент Медведев уточняет, что поскольку в Сколково находится частная бизнес-школа, то это уже «неплохой задел» для того, чтобы построить инноград быстро, а «скорость имеет особое значение».
По-иному смотрят на место выбора независимые эксперты, которые утверждают, что Сколково — это почти Рублевка: сотка земли здесь стоит от 150 до 250 тысяч долларов, а недвижимость — от 15 тысяч долларов за метр. Здесь имеют свои виллы Прохоров, Потанин, Исмаилов, владеет большим участком земли Абрамович. Коррумпированные российские чиновники «уже пускают слюни», ожидая сотни разрешений на элитное строительство. Чем это обычно заканчивается, известно всем: сначала на этом здорово наживутся строительные фирмы, а потом рано или поздно вся построенная в иннограде недвижимость быстро разойдется «среди своих».
Это мнение отечественных критиков. Что касается зарубежных, то они, во-первых, считают, что логичнее было бы закладывать Центр мирового уровня на базе научной среды Зеленограда или Долгопрудного. Перспективы реализации идеи иннограда в Сколково они оценивают лишь в 5 %, потому что создать интеллектуальную кузницу на пустом месте практически невозможно. Здесь нужна именно университетская, а не бизнес-среда.
Во-вторых, эксперты отмечают, что несмотря на желание самой власти запустить в стране модернизацию, она по-прежнему практикует «ручное управление»: что ближе к Кремлю, тем легче управлять. Необходимость «консолидации власти, которая будет контролировать ситуацию» постоянно подчеркивалась в известном интервью Владислава Суркова «Ведомостям». Но именно это и демонстрирует неразрешимый конфликт между амбициями в духе новой эпохи и старинной страстью государства к постоянному контролю. Поэтому, считают эксперты, никакого аналога «Силиконовой долины», где главным условием является дух свободного творчества и либеральной культуры, в России не получится. Все закончится осовремененной советской «шарашкой».
Следующий вопрос, озадачивающий многих, связан с тем, что в этом грандиозном проекте, нацеленном на технологические прорывы, принимают участие бизнесмены и чиновники, «эффективные» и не очень менеджеры, а ученые остаются в стороне. Стоит напомнить, что знаменитый Новосибирский Академгородок создавал академик Лаврентьев. Мнение некоторых экспертов из научной среды на сей счет выглядит довольно категоричным, но вполне обоснованным: «То, что ученых сейчас так некорректно игнорируют даже на этапах обсуждения проектов, породит одно — естественную брезгливую позицию самих ученых».
Известный российский физик-экспериментатор, сотрудник Института ядерной физики Сибирского отделения РАН Эдуард Кругляков считает, что когда управлять такого рода Центрами начинают представители бизнеса, то обязательно просматривается не совсем научный интерес. А если менеджеры становятся над наукой, это приводит только к одному — к повышенному уровню бюрократии. Ученый привел пример Курчатовского института, в котором сегодня тридцать три заместителя директора. В результате «любая бумажка там согласовывается две недели». И еще одна проблема, решения которой сам Кругляков не видит: если в Сколково действительно создается наукоград, то в нем должно быть хотя бы пять-десять тысяч ученых, столько же или вдвое больше инженеров, механиков, квалифицированных рабочих. Где сейчас найти такое количество специалистов?
Третий вопрос, наверное, самый главный. Он касается не только иннограда, но и самого проекта модернизации, о котором говорил президент Дмитрий Медведев. Наверное, вложив в дело огромные государственные и частные инвестиции, в конце концов, можно достичь какого-то результата. Пусть не «Силиконовая долина» появится в подмосковном Сколково, но хоть что-то, что поможет развитию науки и бизнеса. Но есть реальная опасность того, что этот «чудо-город» окажется лишь очередным «Островом фантазий». То есть изолированной зоной для избранных, с прекрасной инфраструктурой, налоговыми льготами, минимальной бюрократией, хорошими милиционерами и другими «послаблениями», о которых говорил Сурков, а вся остальная страна останется прежней — дремучей, плохо управляемой и насквозь коррумпированной.
Экономист Евгений Гонтмахер, например, считает, что строительство инновационной долины в Сколково, по большому счету, является имиджевым проектом некоторых чиновников, которые наглядно хотят продемонстрировать главе государства свое участие в модернизации. На самом деле это может привести к тому, что глобальные перемены в экономике, политике и обществе, которые предложил президент Медведев, так и не будут реализованы.

Источник: Новая политика