В Фонде «Сколково» рассказали о начале работы над исследованием, посвященным развитию законодательства в области искусственного интеллекта, в частности робототехники и киберфизических систем


По мнению экспертов, ключевой вопрос, требующий разрешения, но по которому все еще не выработана единая позиция, таков: «Кто должен нести ответственность за действия робота?»

Фото:  Sk.ru.

Вопрос дисбаланса, существующего между скоростью и масштабом внедрения новых технологий в общественную жизнь и законодательным регулированием новых правоотношений, был затронут в ходе конференции «Искусственный интеллект в праве», которая состоялась 6 апреля в технопарке «Сколково».

Основатель группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова, открывая мероприятие, заявила о необходимости уже сейчас установить правила в этой области. Она напомнила о смертельных авариях с участием беспилотных автомобилей компаний Tesla и Uber, объяснив, что для юридического разрешения таких инцидентов на настоящий момент не существует адекватной нормативной базы и сложившейся судебной практики.

Спикер скептически отметила, что юристы обычно рассматривают вопрос развития технологий на базе искусственного интеллекта с точки зрения замены их роботами, которые станут давать юридические консультации. «Но сама постановка этого вопроса – она глупая. Ребята, вы нам нужны как хлеб! – заявила она. – Технологически мы находимся в точке разрыва. Если в какой-то момент количество смыслов, который понимает искусственный интеллект, перейдет определенный уровень, и вдруг он начнет процесс самосознания над этим пространством смыслов, то ситуация может стать неуправляемой. Это оружие». Она подчеркнула, что необходимо установить границы, в первую очередь юридические, которые в конечном счете станут техническими требованиями для создающихся роботов.

«Мы развиваем системы в соответствии с набором технических требований, которые нам дает рынок, жизнь. Чтобы не наломать дров, не развить для человечества неуправляемого врага, нам необходимо очень плотное сотрудничество [с юристами] для установления этих границ и ограничений. С точки зрения финансовой – мы все готовы за это платить», – заключила Ольга Ускова, добавив, что рынок юридических услуг в этой сфере оценивается американскими экспертами в 80 млрд долл.

Директор по акселерации юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин рассказал «АГ», что в настоящий момент Фонд занимается целым рядом вопросов в рамках формирования цифровой экономики и соответствующей нормативной среды. Эта работа ведется Центром компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики, функционирующим на базе Фонда. Он отметил, что Центр становится платформой, на которой представители бизнеса и государства пытаются совместно решать задачи, поставленные в Плане мероприятий по нормативному регулированию программы «Цифровая экономика».

По сообщению Антона Пронина, в данный момент Центр работает и над проектом технического задания на проведение исследования в области развития законодательства о робототехнике и киберфизических системах (далее – КФС).

Проект технического задания (есть в распоряжении «АГ»), который в настоящий момент дорабатывается совместно с экспертами, в частности, предусматривает анализ существующих основных подходов, правовых и морально-этических принципов в области законодательного регулирования робототехники, правовой анализ и классификацию основных понятий в этой сфере, классификацию с точки зрения вещного, обязательственного и интеллектуального права.

Отдельно в документе говорится об анализе и описании правил, включая ограничения, по созданию роботов и КФС, вводу в эксплуатацию, использованию и обороту исходя из безопасности частных, общественных и государственных интересов. Планируется определить основные подходы в части определения ответственности в этой сфере, рассмотреть различные системы страхования соответствующих рисков. Также предлагается исследовать вопрос возможных механизмов государственного контроля в сфере робототехники и условий их применения.

В итоге проведенного исследования, согласно документу, должны быть сформулированы подходы и принципы регулирования сферы робототехники и КФС, сформированы предложения по определению ответственности, системы страхования рисков, определены механизмы государственного контроля в этой сфере.

В международной юридической фирме Dentons, которая еще в декабре 2016 г. разработала Концепцию первого в России закона о роботах, рассказали «АГ», что в последнее время интерес законодателей разных стран мира к регулированию робототехники и киберфизическим системам, несомненно, вырос. «Наличие такого интереса проявляется в том, что за последние несколько лет в разных странах мира были подготовлены концепции развития робототехники, а также ряд рамочных нормативных документов, напрямую регулирующих данную сферу. Одним из примеров последних является, например, так называемый Закон о роботах-курьерах, принятый в Эстонии в 2017 г.», – сообщила юрист Dentons Ксения Смирнова.

Она также отметила высокую активность в области регулирования беспилотного транспорта на уровне практически всех развитых стран: «Особенно развита данная тематика в таких странах, как Германия, Дания, Швеция, Австралия, Великобритания, США, Канада, Япония и Сингапур, где в действующее законодательство были внесены локальные изменения, позволяющие проводить испытания беспилотных автотранспортных средств, а также опубликованы соответствующие рекомендации». Говоря о России, она напомнила, что еще в 2016 г. в России была опубликована концепция первого законопроекта «О робототехнике», а в 2017 г., в целях унификации мировых подходов регулирования, – и «Модельная конвенция о робототехнике и искусственном интеллекте», предлагающая базовые принципы регулирования. В этом же году регулирование сферы робототехники было провозглашено в качестве одного из основных направлений развития информационных и коммуникационных технологий в «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года». А в рамках Программы «Цифровая экономика» была создана отдельная тематическая рабочая группа, занимающаяся вопросами регулирования киберфизических систем и роботов.

«Учитывая, что данный вопрос все чаще поднимается, в том числе и на уровне Государственной Думы, неудивительно, что начинается активная работа над разработкой законодательства», – подчеркнула юрист.

Ксения Смирнова отметила, что одним из ключевых вопросов, который должен быть решен в результате разработки и принятия законодательства, является вопрос правосубъектности роботов. «Здесь возникает как вопрос о том, какой правовой режим необходимо применять к роботам, так и о том, нужно ли вообще наделять робота правосубъектностью, – объяснила она. – Например, учитывая действующее гражданское законодательство, к роботу может применяться один из трех следующих правовых режимов: робот как животное, робот как юридическое лицо или распространение на роботов юридической ответственности. Не менее важными являются и вопросы обеспечения информационной безопасности, а также ответственности. Так, на сегодня однозначная позиция о том, кто должен нести ответственность за действия робота, не выработана».

Она также указала, что с большой долей вероятности законодатель столкнется с определенными трудностями при формировании нормативного регулирования. При этом одна из них возникает на самом старте, а именно отсутствие разработанного и унифицированного понятийного аппарата. «Например, отсутствуют не только легальные определения таких понятий как, например, робототехника, робот, киберфизическая система, искусственный интеллект, но также и их единое понимание среди представителей науки, то есть профессиональной среды», – заметила юрист.

    

Источник: advgazeta.ru