Дизайнеры пришли на помощь резидентам «Сколково». В Технопарке Инновационного центра «Сколково» с 26 по 28 июня в третий раз прошли «Дни промышленного дизайна в Сколково». На международной конференции для промышленных дизайнеров и технологических предпринимателей компании-резиденты Фонда и команды дизайнеров смогли обсудить перспективы сотрудничества и даже заключить важные контракты. Аудитория проекта в этом году значительно увеличилась – за три дня мероприятие посетили около 1500 человек, а в основной и параллельной программах были задействованы более 50 спикеров. 


Пленарная сессия «Сколково-территория дизайна». Фото: Sk.ru

 

Как и в прошлые годы, главная цель «Дней промышленного дизайна в Сколково» – создать эффективную платформу для взаимодействия технологических стартапов и дизайнерских команд. Организаторы проекта ставят перед собой амбициозную задачу разрушить стереотип о том, что промышленный дизайн – не просто красивая и дорогая обертка, а,  прежде всего, эргономичность, функциональность, а также инновационные материалы и стратегии.  

По словам руководителя направления Culture&Science и куратора «Дней промдизайна в Сколково» Елены Пантлеевой, идея создать проект, который бы удовлетворял запросы технологических компаний и промышленных дизайнеров, возникла неожиданно – после того, как специалисты робототехнического центра Фонда «Сколково» были вынуждены признать, что хороший дизайн при разработке роботов играет не менее важную роль, чем их технические характеристики. 

Елена Пантелева. Фото: Sk.ru.

«Идея проекта родилась 4 года назад после запроса роботехнического центра «Сколково», который честно признавал, «роботы у нас инженерно талантливые, но страшные, отчего менее востребованные, – рассказывает Елена Пантелеева. – Так, в 2015 году состоялся первый в России дизайн-хакатон с реальными задачами от технологических стартапов. Через год мы уже приветствовали отечественное и зарубежное инженерное и дизайн сообщество на первом выпуске проекта “Дни промдизайна”».

 

Дизайн для дела 

Каждый год организаторы предлагают новую тему, которая объединяет три дня работы проекта. В этом году девизом стал «Дизайн для дела», и каждый день носил свое название, подтверждающее этот девиз: «Дизайн работает», «Дизайн проектирует», «Дизайн формирует». Традиционно, проект рассматривает промдизайн в контексте космических разработок, а также агро, медицинского, транспортного и IT направлений. 

«Наш проект нацелен на то, чтобы создать комфортную атмосферу для предпринимателей, которая поможет полезным делам, – рассказывает куратор проект. –  Именно поэтому девиз этого года – «Дизайн для дела». Мы хотим, чтобы «Дни промдизайна» славились не только своими лекциями, которые, безусловно, расширяют горизонты. Мы также хотим, чтобы люди приходили поговорить и обменяться впечатлениями, но и это не главная наша цель. В первую очередь, нам важен процент взаимодействия технологической и дизайнерской мысли, который выливается в создание совместного продукта». 

В этом году среди ключевых событий «Дней промдизайна в Сколково» стоит отметить подписание соглашения о сотрудничестве между ПАО СБЕРБАНК (Лаборатория робототехники) и компанией «Смирнов Дизайн». Компании договорились сотрудничать в области исследований и разработки коллаборативных роботов-манипуляторов, логистической робототехники, а также промышленных экзоскелетов и беспилотных транспортных средств.

Одной из центральных площадок проекта стала «Школа клиента», где эксперты в формате мастер-классов поделились личным опытом и кейсами из своей практики. Например, как с помощью технологий промышленного дизайна не только улучшить внешний вид продукта, но и увеличить его стоимость и сделать понятнее для потребителя.

На конференции также выступили несколько знаменитых международных экспертов. Профессор британского Королевского Колледжа Искусств Эшли Холл рассказал о рисках и неудачах в дизайне и о том, как их избежать. С лекцией о трехмерной печати и ее применении в дизайне городских пространств на примере Амстердама выступили дизайнеры голландского бюро New Raw, специализирующегося на переработке домашних отходов и создании на их основе городской мебели. 

 

Дизайн-хакатон и новые проекты 

Наиболее знаковым событием проекта в этом году, безусловно, стал дизайн-хакатон, на котором молодые дизайнеры смогли за несколько дней разработать тестовую версию проектов для стартапов «Сколково» и, по результатам конкурса, заключить контракт с резидентами Фонда. 

Дизайн-хакатон 2018. Фото: Sk.ru.

   

Как признается Елена Пантелеева, дизайн-хакатон за несколько лет стал хитом проекта. В этом году в нем приняла участие 21 команда ведущих вузов страны, которые выполнили 8 тестовых заданий от стартапов «Сколково». Задания для дизайнеров-участников хакатона обычно выдаются заранее, чтобы у команд было время на общение с заказчиком и разработку проекта. В течение трех дней молодые дизайнеры под руководством специально приглашенного куратора (в этом году им был опытный промышленный дизайнер, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова Алексей Якименко) трудились над своими проектами, после чего прошла презентация итоговых работ и награждение победителей конкурса. 

В этом году победителями дизайн-хакатона стали команды «Строгановка» и «MAMI DESIGN» с проектами беспилотного трактора для «Avrora Robotics», а также «D.tech» с проектом 3-D принтера на базе роботизированной руки для компании «Анизопринт». Кроме того, контракты с резидентами Фонда заключили команда «Додо» с проектом перчатки виртуальной реальности для «НАСТЭК», «Футуристы» с проектом комплекса для приема изображений из космоса для «LORETT», «Man & Technologies lab» с проектом граффити-дрона для «TSURU ROBOTICS», а также дизайн-бюро «vosq.design», разработавшее проект робота-баристы для «Сбербанка» и «Фабрика промдизайна» с конструктором для школьников для компании «СПУТНИКС». 

Как отмечает Елена Пантелеева, сотрудничество со стартапами становится откровением для дизайнеров, поскольку они впервые в жизни встречают профессионалов технологической сферы. «Наш дизайн-хакатон – это настоящие задачи и реальное профессиональное взаимодействие, которое привязано к конкретным продуктам, будь то трактор или орбитальный комплекс. Даже для тех дизайнеров, которые не стали победителями, хакатон становится очень полезным профессиональным опытом», – подчеркивает руководитель направления Culture&Science Фонда «Сколково».

 

Промышленный дизайн для бизнеса 

Правильно разработанный дизайн с точки зрения функциональности продукта играет чуть ли не ключевую роль для бизнеса, особенно для молодых стартапов, считают в «Сколково». По словам модератора пленарной сессии «Дней промдизайна в Сколково», вице-президента и директора по развитию городской среды Фонда Елены Зеленцовой, помимо того, что хороший дизайн увеличивает добавленную стоимость проекта и помогает в его продвижении, дизайн, прежде всего, – это «драйв, а без драйва молодые стартапы не живут». Именно поэтому, миссия проекта «Дней промдизайна в Сколково» – это развитие промышленного дизайна как ключевого элемента инновационной экосистемы Фонда. 

Сергей Смирнов, Елена Зеленцова, Альберт Ефимов. Фото: Sk.ru.

Елена Зеленцова считает, что на данный момент довольно сложно выделить одну отрасль, которая бы особенно нуждалась в правильном промышленном дизайне. «Все, что окружает нашу жизнь – от компьютеров до лавочек в парках – это часть нашей среды обитания, а значит нашего образа жизни. Нам нужен новый дизайн образа жизни, а это не только soft дизайн, но и hard дизайн. И в этом смысле промышленный дизайн может сыграть здесь важную роль», –  резюмирует директор по развитию городской среды «Сколково».  

   

Источник: polit.ru