Финальный этап Open Innovations Startup Tour «Цифровой регион» пройдет 23 и 24 апреля в Академпарке. Заместитель руководителя департамента регионального развития Фонда «Сколково» Юрий Сибирский объяснил, зачем в Стартап Туре принимают участие как начинающие, так и уже добившиеся успеха предприниматели, и рассказал, похожи ли сибирские стартаперы на московских.

Юрий Сибирский. Фото: Sk.ru

Сейчас проходит уже девятый сезон Стартап Тура, проект в регионах знают и ждут. Какие основные результаты, количественные и качественные, из достигнутых к этому моменту, вы бы назвали?

— За эти годы мы посетили около 80 городов, в конкурсе приняли участие более тысячи проектов, на мероприятиях побывали десятки тысяч стартаперов. Цифры достаточно внушительные. Если говорить о качественных результатах, то сейчас уже видно, что среди технологических предпринимателей формируется информационная экосистема. Люди понимают, что инновационные проекты можно запустить не только в «Сколково» или в Кремниевой долине. Появляются проекты, имеющие корни в Новосибирске, в Томске, на Дальнем Востоке, в Калининграде. Это очень хороший результат. Кроме того, в регионах создается инфраструктура. Те же технопарки. Лет десять назад их практически не было, а сейчас — уже более тридцати. Конечно, на все это влияет большое количество факторов, но Стартап Тур — один из них.

Как выглядит средний стартапер в российском регионе? Чем он интересуется, в каком направлении движется?

— Как правило, это молодой человек с техническим образованием, которому нравятся высокие технологии. Есть амбициозные ребята, которые не вчера закончили университет, а успели где-то поработать, почувствовать проблематику на рынке. Благодаря Стартап Туру и другим образовательным активностям они поняли, как все это работает, какие есть механизмы поддержки стартапов в нашей стране. Начали что-то делать, сначала не пошло, потом начало получаться, и в итоге выросли до технологического бизнеса. Есть люди и более старшего поколения, которые приходят к нам и показывают готовые наработки.

Главное же, что можно сказать, отвечая вам на этот вопрос, — средний технологический предприниматель за пределами Москвы, поверьте, ничем не отличается от своего коллеги-москвича. Хорошие проекты есть не только в пределах Садового кольца или МКАДа, но и на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на западных окраинах России. В Москве больше проектов, но есть достойные проекты и в других регионах.

Стартаперы, живущие в соседних регионах, как-то между собой контактируют?

— На примере региональных операторов и технопарков могу сказать, что существует уже сформированное сообщество технопарков. Одни находятся в Питере, другие — в Сибири, и все эти люди друг с другом коммуницируют. Соседний регион или нет — это не является главным фактором. Множество плодотворных связей завязывается на достаточно большом расстоянии. Например, в этом году Кузбасский технопарк приглашал в Кемерово участников стартап-сообщества из Томской области. В Новосибирск томская делегация тоже собирается. Так случается постоянно. Бывает, что предприниматели за свой счет организуют для молодых ребят трансфер в соседний город, потому что именно туда приезжает Стартап Тур.

В образовательных программах участвуют и менторы, и эксперты, и бизнесмены. Общение с ними — очень ценный опыт для молодых предпринимателей. А что это дает экспертам, как вы считаете?

— Нужно понимать мотивацию ментора. Зачастую это состоявшийся человек, у которого есть потребность в самореализации через помощь другим. Есть и практические интересы. Это правильно, когда люди из бизнес-фондов смотрят проекты, оценивают и отбирают те, с которыми они смогут продолжить работу. Бывает сложно оценить перспективность стартапа на ранних стадиях. Поэтому он находится на радаре в течение нескольких месяцев, позволяя наблюдать динамику развития, работу команды, качественный рост. Это дает много информации для венчурной корпорации, которая не может пустить проект в свою инфраструктуру просто так, это слишком рискованно. Здесь присутствует симбиоз интересов, что соответствует мировой практике.

Многим ли победителям предыдущих сезонов Стартап Тура удалось построить в итоге успешный бизнес?

— Это как победа в школьной олимпиаде, она не гарантирует успеха в жизни. Победить где-то один раз и остановиться точно нельзя, нужно продолжать развиваться. Да, часть победителей создала свой технологический бизнес, нашла и заняла свою нишу. Например, одна сахалинская компания занимается сейчас в «Сколково» системной промышленной безопасностью, они хорошо и уверенно себя чувствуют. И это только один из примеров, который приходит в голову сразу. Таких компаний много по всей стране.

     

Источник: nsk.dk.ru