Во время недавнего стихийного бедствия на Лазурном Берегу пострадали десятки населенных пунктов, были человеческие жертвы, но ничего не произошло с технопарком София-Антиполис. Как говорит один из основателей технопарка Доминик Фаш, «София-Антиполис не пострадал, потому что там все было сделано правильно». И добавляет: «И все же главное в технопарке - не правильная архитектура, а душа», - утверждает мсье Фаш.

Круглый стол «Innovative Habitat. Как создать среду обитания для инновационного бизнеса?». Фото Sk.ru

Эти реплики прозвучали на круглом столе «Innovative Habitat. Как создать среду обитания для инновационного бизнеса?», который прошел в рамках форума «Открытые инновации». Тон дискуссии был задан исследованием, которое, по заданию «Сколково», провели ФОМ и агентство PRIMUM. Озаглавленное «Кембрийский взрыв». Как институты развития помогают развиваться российским стартапам», исследование пытается осмыслить усилия, направленные на создание инновационной среды в России, и роль государства в этом процессе. Авторы документа сравнивают происходящую технологическую революцию со вторым Кембрийским взрывом. Вопрос в том, насколько адекватно государство и бизнес ведут себя в этих условиях.

В руках ведущего Александра Чернова исследование .«Кембрийский взрыв». Как институты развития помогают развиваться российским стартапам».  Крайний слева - Доминик Фаш. Фото Sk.ru

Участник круглого стола, основатель фонда Maxfield Capital Александр Туркот признался, что, ознакомившись с исследованием, отложил в сторону подготовленную им презентацию об инновациях в IT и решил поговорить о роли человеческого фактора в создании инновационной среды. «Потому что среда – это люди», - заметил Туркот. Другое дело, что сама по себе тема настолько широка, что ее обсуждение напоминает известную индийскую притчу о слоне, запрятанном в темной пещере. Четыре человека заходят в пещеру, нащупывают животное в темноте, а затем пытаются описать свои ощущения. Получается четыре совершенно несовпадающие картинки.

Эта аналогия оказалась отчасти пророческой: участники дискуссии, которую модерировал  старший вице-президент Фонда «Сколково» Александр Чернов, действительно по-разному отвечают на вопрос, вынесенный в название круглого стола.

«Убрать руки с руля»

Питер Бишоп, профессор городского проектирования из Школы Архитектуры Бартлетт (Университетский колледж Лондона), считает, что инновационную среду создают первоклассные университеты плюс «относительно стабильное состояние экономики». «Все, что требуется для создания полноценной среды для инноваций, - это дерегуляция, защита интеллектуальной собственности и доступное финансирование, - говорит профессор Бишоп. - После этого государство должно убрать руки с руля».

Известный французский архитектор Жан Пистр, сопредседатель градостроительного совета Фонда «Сколково», рассуждал об инновационной среде не в теории, а на примере Технопарка «Сколково», автором проекта которого он является. Главной идеей, заложенной в гигантский комплекс, который вместит в себя сотни лабораторий сколковских стартапов, является коммуникация. Та самая пресловутая коммуникация, возникающая у кулера или кофе-машины, которую принято ассоциировать с зарождением инноваций. В этом смысле задача архитектора – правильно организовать пространство для общения участников инновационной экосистемы.

«Все, что требуется для создания полноценной среды для инноваций, - это дерегуляция, защита интеллектуальной собственности и доступное финансирование. После этого государство должно убрать руки с руля»

По-своему о том же говорил генеральный директор «Иннополиса» Игорь Носов, не скрывавший гордости за то, что два года назад, на форуме «Открытые инновации», он рассказывал о своей мечте – создании инновационного IT-кластера в чистом поле, а сегодня имеет возможность показать промо-ролик о действующем технологическом университете, окруженном жилыми кварталами. Не все в Татарстане разделяли эту концепцию, говорит Игорь Носов, некоторые считали, что строительство жилья – это лишнее в иннограде.  «Теперь мы не успеваем сдать очередной жилой дом, как выстраивается очередь на новый», - признается  гендиректор «Иннополиса». Так что его ответ на вопрос об инновационной среде – это жилье для инноваторов, а в более широком смысле – социальная структура.

«У красивого ребенка много родителей»

То ли тема располагала, то ли творческая натура участников дискуссии тому виной, но в чем не было недостатка за круглым столом, это в аналогиях, подчас достаточно неожиданных. Руководитель департамента науки, промышленности и предпринимательства Москвы Олег Бочаров сравнил роль государства в инновационном процессе с акушером-гинекологом. При этом, по мысли г-на Бочарова, чтобы будущее инновационное дитя нормально росло и развивалось, оно должно пройти «нормальными родовыми путями». Оратор не скрыл от присутствующих своего скептического отношения к кесареву сечению, как в переносном, так и в прямом смысле.

Впрочем, ведущему Александру Чернову удалось вернуть дискуссию от темы родовспоможения к инновационной среде, и Олег Бочаров сообщил немало интересного.

Руководитель департамента науки, промышленности и предпринимательства Москвы Олег Бочаров.  Фото Sk.ru

По его словам, одним из несомненных преимуществ Москвы является то, что город не только создает новые продукты и услуги, но и активно их потребляет. Объем потребительских расходов в столице составляет 9,3 триллиона рублей. Какая часть этого потребления приходится на инновации, неясно, но очевидно, что Москва – огромный рынок для стартаперов.

Причем в кризис потребности в инновациях явно растут, о чем можно судить по таким данным. Если заполняемость обычных бизнес-центров в городе снизилась до 35%, то в технопарках она составляет 95% и выше. Сейчас в Москве насчитывается 17 технопарков и два технополиса, и город намерен наращивать их количество. Как образно выразился глава департамента, «пора развернуть технологические оглобли в эту сторону».

Единственным иностранным участником дискуссии, который понимает слово «оглобли» без перевода, был уже упомянутый выше Доминик Фаш. Француз работает в России четверть века, в совершенстве владеет русским и, как не без юмора заметил Александр Чернов, не раз проявлял себя как человек креативный и находчивый; в 1991 году Фашу даже удалось найти бутылку «бордо» в Петрозавродске.

Что такое инновационная среда, по мнению того, кто стоял у истоков создания французского технопарка София-Антиполис? По его словам, не следует забывать о факторе времени: среда должна созреть. В частности, технопарку на Лазурном берегу потребовалось сорок лет для того, чтобы достигнуть нынешнего годового оборота в 6 млр евро. В этом смысле возраст «Сколково», 5 лет, еще детский, если измерять его по человеческой шкале.

Французы говорят: «У красивого ребенка много родителей», - напомнил управляющий Фонда София-Антиполис. И действительно, люди склонны отождествлять успех того или иного инновационного кластера с готовым рецептом инноваций на «все размеры». Хотя, конечно, есть самые общие пути. Эйнштейн говорил, что совершить инновацию значит «выйти из колеи». Что это означает применительно к созданию инновационной среды?

По мнению Доминика Фаша, для этого требуется три условия: умное государство, хорошая проектная компания и, возможно, самое неочевидное - культура. Потому что культура объединяет людей. В этом смысле София-Антиполис повезло, в разные годы здесь давал концерты Ростропович, Пикассо подарил технопарку свои работы.

«Я жду от «Сколково» инициатив в сфере культуры», - сказал Доминик Фаш, добавив, что при всей важности всего перечисленного за круглым столом, не следует забывать о мечте. «В конечном счете, именно мечта создает инновационную среду», - резюмировал Фаш.

Впрочем, за круглым столом прозвучали и менее эмоциональные оценки. Кай Энгель, партнер компании A.T. Kearney, которая готовит рейтинг Global Innovation Index, поделился некоторыми выводами, касающимися России. Как положено немцу, г-н Энгель упирал на цифры.

По сравнению с рейтингом 2011 года, Россия поднялась в нынешнем году на 8 строк и оказалась на 48-м месте из 140 государств. К числу сильных сторон отечественных инноваций Кай Энгель отнес человеческий капитал, из слабостей назвал недостаточное развитие институтов, инфраструктуры и рынков.

«В конечном счете, именно мечта создает инновационную среду»

Круглый стол завершился на оптимистической ноте, которую привнес Олег Бочаров из правительства Москвы. В российской столице, сказал он, из 10 самых востребованных сегодня профессий, пять лет назад половины просто не существовало. Из чего следует, что если те, кто создает инновационную среду, в той или иной мере будут справляться со своей работой, человеческий капитал, о котором говорил Кай Энгель как о главной позитивной стороне российских инноваций, сделает все остальное. Что, в свою очередь, возвращает нас к тезису Александра Туркота о том, что «инновационная среда – это люди».