ШАНХАЙ. Более 20 компаний «Сколково» принимают участие в крупнейшем телекоммуникационном форуме, Всемирном мобильном конгрессе в Шанхае (GSMA MWC, Mobile World Congress). В Международном экспоцентре экономической столицы Китая собрались ведущие представители отрасли - операторы связи, производители мобильных устройств и мультисервисные провайдеры Азиатско-Тихоокеанского региона.

Конгресс проходит в Международном экспоцентре Шанхая. Фото: Sk.ru

Всемирные мобильные конгрессы проводятся дважды в год и поделили мир примерно так же, как пять веков назад ведущие державы того времени, Испания и Португалия, поделили свои владения по Тордесильясскому договору: все, что подлежало колонизации западнее воображаемой линии, проходившей через Атлантику, отходило испанской короне, все, что восточнее, – португальской.

Тогда для примирения интересов колониальных держав потребовалось вмешательство Папы Римского. В наше время бурно развивающаяся отрасль смогла найти решение в своих недрах, и теперь в Барселоне собираются компании и разработчики, по большей части представляющие Европу и Атлантическое побережье США; в Шанхай через полгода съезжаются представители индустрии, работающие в Азии и на Тихоокеанском побережье Америки. «Сколково» участвует в обоих форумах.

Сколковские компании представлены на стенде Минкомсвязи. Фото: Sk.ru

Технологии для человека

В нынешнем году исполнилось 10 лет с момента создания iPhone. Одна эта маленькая коробочка с черным экраном настолько изменила мир и образ жизни людей, что на сегодня обсуждение проблем мобильной отрасли сродни обсуждению экзистенциальных проблем человечества. На это обращает внимание директор по развитию ИТ-проектов Фонда «Сколково» Сергей Шубин, по словам которого MWC в Шанхае из отраслевого события превратился в глобальный форум. «Изначально Mobile World Congress, как следует из его названия, был ориентирован на технологии телекоммуникаций и мобильных устройств. Но в этом году Шанхай расширил тематику представленных технологий, формулируя это как технологии для человека. Это и умные дома, и другие смарт-технологии, в том числе, и аналитический софт, и продукты разного назначения.

Александр Ханин, генеральный директор VisionLabs: «Компания активно выходит на международный рынок, развивая партнерскую сеть в странах Европы, Азии и Америки. Целью участия в Mobile World Congress является поиск новых партнеров в Китае и в мире».

Если иметь в виду не только сугубо технологические проблемы, то в центре внимания конгресса оказываются такие реалии, как внедрение стандарта 5G и его последствия, роль смартфонов в контексте AI или интернет-безопасность подключенных устройств из мира интернета вещей.

Одна из тем, которая оживленно обсуждалась еще до начала конгресса, в том числе, в его блоге Mobile World Live, касалась растущих угроз безопасности взаимосвязанных подключаемых устройств. Как заявил в интервью руководитель подразделения IoT-безопасности и международной стратегии Verizon Харм Ян Арендcхорт, в связи с последними хакерскими атаками много говорилось о мобильной стороне проблемы, о характеристиках пользователей; теперь пришло время сфокусироваться на интернете вещей. По словам топ-менеджера Verizon, у каждого из подключенных девайсов будет собственная идентичность, и каждый из них будет генерировать данные, которые нуждаются в защите.

Постановка задач такого масштаба дает возможность участникам MWC в Шанхае лучше ориентироваться в трендах индустрии, считает Николай Суетин, вице-президент Фонда «Сколково» по науке и образованию.

От mobile first к AI first

Появление смартфонов настолько революционизировало технологический прогресс, что всего через десять лет после создания iPhone сами смартфоны могут оказаться на периферии этого развития. В октябре 2016 г. CEO Google Сундар Пичаи, представляя Google Assistant, заметил, что мир движется от mobile first к AI first. Т.е. речь о том, что постепенно смартфоны теряют на фоне систем AI свою роль центрального интерфейса.

Николай Суетин: наша задача - постараться встроиться в цепочку производителей в Азии. Фото: Sk.ru

«Цукерберг, как известно, недавно вообще заявил, что смартфоны отомрут и будет какой-то другой интерфейс, например, очки дополненной реальности. Действительно, зачем нужен смартфон? – рассуждает Николай Суетин в интервью Sk.ru. - Это, во-первых, - коммуникационный узел и, во-вторых, - система, которая доносит до нас звуковую или оптическую информацию. Я могу коммуницировать и получать информацию, просто надев очки, которые накладывают все это на окружающую реальность. Известный проект Google Glass, возможно, опередил свое время и был технически недоработан, но то, что пытаются сейчас сделать другие компании, выглядит очень впечатляюще.

Речь не идет о полном вытеснении смартфонов. Многие компании частично те же очки виртуальной реальности дополняют смартфоном: потому что дисплей великолепный, процессор великолепный, канал передачи информации - тоже великолепный, и между ними происходит некая синергия.

Конечно же все сейчас работают над искусственным интеллектом, это просто бум. Все крупные игроки скупают огромное количество компаний, и ясно, например, что интеллектуальный помощник, который делают отдельно от смартфона, он скорее всего, будет интегрирован в смартфон», - полагает вице-президент Фонда.

Существуют и прямо противоположные оценки, касающиеся роли интеллектуальных помощников. Впрочем, все это дело пусть и совсем недалекого, но будущего. А в настоящем представители «Сколково» преследуют в Шанхае вполне конкретные и прагматические цели.

Помимо дискуссий и круглых столов, это еще и выставка. Сколковские компании будут представлены на ней на коллективном стенде Минкомсвязи.

Ярослав Свинцов, CEO ComfortWay: «Для нас участие в выставке конгресса в Шанхае - уже традиция, которая приносит отличные результаты в виде контрактов с сотовыми операторами и партнерами»

«Для нас участие в MWC важно по двум причинам. В Фонде имеется достаточно компаний, которые работают в этой области, включая распознание образов или распознание текста, чем занимается, например, компания ABBY, - говорит Николай Суетин. - И конечно, желательно, чтобы все это было на мобильных устройствах – быстро, эффективно и без использования сети. Вот конкретный кейс, зачем едут наши участники: посмотреть, возможно ли использовать их разработки на мобильных устройствах азиатских производителей, чтобы все это было там предустановлено. У каждой из компаний есть собственное понимание – как бы они могли работать с местными производителями и разработчиками».

«Бесшовный» переход к Индустрии 4.0

Нам важно посмотреть, что делают конкуренты, чтобы понять, насколько мы конкурентоспособны на мировом рынке. А вторая задача – постараться встроиться в цепочку производителей. Тогда разработчики получат канал доступа к миллионным тиражам».

Некоторые сколковские компании уже работают на китайском рынке и с пользой поучаствовали в прошлогоднем Всемирном мобильном конгрессе в Шанхае. Так, компания СomfortWay в 2016 г. договорилась о партнерстве с ключевым игроком региона China Unicom и тремя компаниями, которые уже продают их разработку CwSim на китайском рынке, рассказал Sk.ru Ярослав Свинцов, CEO компании ComfortWay.

«Мы нацелены на азиатские рынки, и мобильный конгресс в Шанхае - хорошая возможность для компании достигнуть этой цели, - говорит Ярослав Свинцов. - Для нас участие в выставке конгресса - уже традиция, которая приносит отличные результаты в виде контрактов с сотовыми операторами и партнерами».

Максим Жаренов: «Основные ожидания от выставки этого года – увидеть новые технологические шаги в стеке технологий 5G». Фото: Sk.ru

Директор по развитию кластера промышленных технологий «Сколково» Максим Жаренов также не впервые участвует в шанхайском конгрессе. «Основные ожидания от выставки этого года – увидеть новые технологические шаги в стеке технологий 5G, инфраструктурных решений в области абонентских устройств систем промышленного IoT, а также любые технологии, которые помогут сделать переход к Индустрии 4.0 более устойчивым, «бесшовным». Возможно, на выставке кто-то из участников представит интересные подходы к реализации интерфейса человек-машина, позволяющие создавать бизнес нового типа, основанный, в первую очередь, на опыте пользователей в виртуальной или дополненной реальности.

Со своей стороны, мы в этом году представим разработки в области решений для опорных сетей для 4G и 5G, глобальную инфокоммуникационную сервисную платформу IoT для судовладельцев и многое другое», - замечает Максим Жаренов.

Ворота на рынки Азии

Компании VisionLabs представляет на стенде уникальную систему кросс-платформенного распознавания лиц на базе собственной платформы идентификации и верификации лиц LUNA. «Компания активно выходит на международный рынок, развивая партнерскую сеть в странах Европы, Азии и Америки, - заявил Sk.ru генеральный директор Александр Ханин. - Целью участия в Mobile World Congress является поиск новых партнеров в Китае и в мире».

«Мы рассматриваем Шанхай как ворота на азиатский рынок, - подчеркивает директор по развитию ИТ-проектов Фонда Сергей Шубин. - Надеемся, что сможем предложить азиатскому рынку интересные технологии и разработки, которые апробированы в России и ряде зарубежных стран. Мы видим, что они имеют реальные конкурентные преимущества и рассчитываем, что компании, которые участвуют в конгрессе, найдут себе партнеров.Среди сколковских участников - такие телекомовские компании, как Multi Digital Services, «ВайМарк» (недавно получила серьезные инвестиции в свой проект), «Микрорадар», Метасети (Metanetworks LLC) и уже упомянутая выше ComfortWay, рассказывает Сергей Шубин. Эти и ряд других – суть компании, которые достаточно давно и плодотворно работают в сегменте телекоммуникаций. Есть стартапы, есть крупные компании уровня ПитерСофтваре SPB TV, давно известной на рынке; компании Open Mobile Platform, ABBY – все это крупные производители программных продуктов, которые достаточно широко известны.

Сергей Шубин: «Мы рассматриваем Шанхай как ворота на азиатский рынок». Фото: Sk.ru

В ходе конгресса мы попытаемся провести значительное количество встреч для наших компаний, включая встречу с Huawei. В силу глубокого проникновения Huawei на российском рынке, я думаю, может возникнуть взаимный интерес. У Huawei достаточно широкая линейка продуктов – от программного обеспечения до реального хардвера, у сколковских компаний есть отдельные решения. Думаю, что эти решения могут встроиться в линейку Huawei, которые могут быть опробованы китайской компанией в ее предложениях на российском рынке, а впоследствии и на других рынках.

Очень важно и необходимо, чтобы наши компании участвовали в таких мероприятиях, где лучшие мировые производители представляют свои новейшие разработки, - хотя бы для того, чтобы быть на гребне волны и не отставать от лидеров».