Российский рынок EdTech по темпам развития опережает мировой в четыре раза; в пятилетней перспективе его ждет рост, как минимум, на 20% год к году. Такой прогноз содержится в исследовании отечественного онлайн-образования, проведенном сколковской компанией «Нетология-групп». Весь российский рынок образования на конец 2016 г. имел объем 1,8 трлн руб. За следующие пять лет он достигнет 2 трлн руб. При этом доля частного бизнеса вырастет в абсолютных цифрах, но снизится на 0,3% в относительном выражении.

В настоящий момент проникновение онлайн-технологий в российское образование находится на уровне 1,1%. За ближайшие пять лет показатель более чем удвоится до 2,6%. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб, говорится в исследовании. Первая часть работы была опубликована в июне с.г.

С момента опубликования первой части своего самого масштабного исследования рынка онлайн-образования в России компания получила крупные инвестиции: структуры «Севергрупп» Алексея Мордашова приобрели свыше 40% акций сколковской компании. «Нетология-групп» - это экспериментальная лаборатория по созданию и коммерциализации современных образовательных решений как в онлайне, так и в оффлайне. 

Исследование "Нетологии-групп" и партнеров российского рынка онлайн-образования.

Первая часть исследования – это в основном количественные метрики рынка, а вторая часть работы дополняет качественные характеристики, разбор игроков, внутренних механик, анализ того, куда эти механики будут двигаться; т.е. это, скорее, качественное исследование.

Соучредитель холдинга «Нетология-групп» Максим Древаль, непосредственно руководивший проведением исследования, прокомментировал его результаты в интервью Sk.ru.

Максим Древаль окончил МГУ и НИУ Высшая Школа Экономики. Начинал карьеру менеджером проектов в компаниях «Яндекс» и Mail.RuGroup. В 2010 году в качестве сооснователя присоединился к стартапу Алексея Половинкина «100 ЕГЭ», сервису по подготовке к ЕГЭ. В 2013 году компания превратилась в полноценную онлайн-школу с сильным преподавательским составом из лучших ВУЗов страны, инновационной системой оценки домашних заданий и десятками тысяч студентов из России и зарубежья. В 2014 году после слияния компании с «Нетологией» в единый холдинг Максим Древаль стал соучредителем холдинга «Нетология-групп» и занял пост директора по продуктам.

Максим Древаль. Фото: Sk.ru


-Давайте, прежде всего, определимся с терминами. Что вы относите к EdTech? 

-В каждом сегменте рынка EdTech проявляется по-разному. Чаще всего – это различные онлайн-механики и существенные внедрения в оффлайн-процессы с точки зрения технологий.

-Впечатляющие темпы роста российского EdTech накладываются на весьма скромную начальную базу. В России этот рынок, по Вашим данным, оценивался в прошлом году в 20,7 млрд руб; мировой – в 165 млрд долл. Если исходить из среднего курса 1:60, доля российского рынка в мировом – всего 0,2%.

-Понятно, что мы в России только в самом начале пути.  На Западе EdTech находится на развитой стадии, о чем говорят темпы его роста. У нас - развивающийся рынок, он пока развит очень слабо, но растет быстро. Однако даже эта степень развития уже существенна, если говорить про выход на этот рынок.

Частный рынок растет – там, где он может расти

-Доля частного бизнеса на российском рынке образования, как говорится в исследовании, вырастет через пять лет в абсолютном выражении с 351,7 млрд руб. до 385,4 млрд руб., но снизится в относительном – с нынешних 19,2% до 18,9%.

-Тут надо смотреть по сегментам, каждый из которых ведет себя по-разному. Так, в сегменте дошкольного образования ничего не меняется. В общем среднем образовании идет системный рост с 5% до 5,8%. Дополнительное школьное образование – полностью частное. Единственная просадка – в высшем образовании, но здесь история специфична. Эта просадка идет не в связи с каким-то уходом частного сектора, здесь сворачивается сам сегмент и перетекает в среднее профессиональное образование; т.е. меняется сам рынок. В сегменте дополнительного профессионального образования – без изменений. То есть если говорить про тенденции, то частный рынок растет – там, где он может расти.

Источник: "Нетология-групп".

-Можно ли говорить о преградах для частного образования в России и если да, то каковы они? В исследовании сказано, например, что законодательная база, регламентирующая цифровые формы образования, отстает от потребностей индустрии и не учитывает темпы ее роста.

«Если говорить про диджитализацию всего рынка, то здесь все сводится, скорее, не к появлению новых онлайн-школ, а к оцифровке существующих, внедрению новых технологий и подходов к обучению, изменению форматов курсов в обычных школах и вузах. Именно это будет означать какой-то серьезный сдвиг»

-Если иметь в виду законодательство, то в целом закон все позволяет; даже в самых зарегулированных сегментах, таких, как школьное образование, можно открывать частный бизнес и даже частный онлайн-бизнес. Трудности возникают не со стороны законодателя, а со стороны регулятора, Рособрнадзора, у которого весьма устарелые требования по контролю. Допустим, законодательство полностью разрешает онлайн-школу, проведение всех занятий онлайн, т.е. безаудиторных занятий. При этом регулятор все равно настаивает на наличии столовых, спортзалов и т.д., как в полноценной оффлайн-школе, что, конечно же, бессмысленно. Такие нестыковки в нормативных актах – это не то, чтобы заградительная мера, но неудобная мера. Если же оценивать ситуацию с сточки зрения доступа к государственным средствам, то они на этом рынке достаточно доступны для частных образовательных учреждений, и здесь нет никаких сложностей. В целом я бы не сказал, что существуют какие-то непреодолимые барьеры.

-Ситуация может измениться, учитывая резко возросший в последнее время интерес к цифровой экономике?

-Сейчас происходит очень активное движение в министерстве образования, в крупных госкорпорациях, что потенциально может привести к изменениям в нормативных актах. Сама идея у всех проектов хорошая; главное, что они хотят изменить, - это зарегулированные рынки, типа школьного или высшего образования… Там в чем проблема? Если говорить про диджитализацию всего рынка, то здесь все сводится, скорее, не к появлению новых онлайн-школ, а к оцифровке существующих, внедрению новых технологий и подходов к обучению, изменению форматов курсов в обычных школах и вузах. Именно это будет означать какой-то серьезный сдвиг. Потому что просто новые онлайн-школы – это долгий путь.

При этом есть сложность: вроде как по закону можно, но те же самые школы без какого-то разрешения сверху, без каких-то явных рекомендаций или одобрения никуда не идут и ничего не меняют. При таком консервативном подходе ничто не способствуют тому, чтобы школы экспериментировали и внедряли новые технологии. Частные компании b2b, работа которых направлена на создание сервисов для школ, тоже сталкиваются со сложностями: вроде бы школа даже хочет и понимает, но не рискует, потому что сверху нет одобрения, нет лобби. Не говоря уже о том, что, если проходит тендер, то побеждают не всегда лучшие решения.  

«Государство хочет быть инфраструктурным игроком, но не уверен, что оно хочет быть контентным игроком»

Возвращаясь к тому, что хочет сделать государство. Ряд проектов направлен на то, чтобы по сути создать для школ и вузов некоторую инфраструктуру, можно даже сказать, маркет-плейс разных решений с рынка, которые будут разрешены, возможны, рекомендованы для школ. Здесь большой вопрос к тому, как будут формироваться эти списки, эти маркет-плейсы, кто будет выступать контролером, – на этот счет есть разные варианты решений. Вот в этой части у меня возникают некоторые сомнения. Но движение – правильное. По крайней мере, какое-то движение очевидно.

Много профанации

-Это – государство. Но в исследовании отмечается и то, что работодатели проявляют консерватизм в отношении новых форматов обучения в вузах.

-Да, они весьма консервативны. Скорее всего, это связано с тем, что на рынке онлайн-обучения есть много профанации; профанация существует везде, но в данной области заниматься профанацией проще всего. Для этого не требуется капитальных вложений, как, например, в вуз. Отсюда и недоверие к результатам онлайн-обучения. Тут, конечно, необходимо умение различать – это относится к любому образованию – хорошее и плохое. В этом смысле проявляется консерватизм работодателей. Они понимают, чему можно доверять в оффлайне; они доверяют определенным вузам с хорошей репутацией и сравнивают их с неудачными онлайн-проектами. Репутация онлайн-вузов еще не так сильна, как МГУ, МФТИ, «Вышки» и т.д. Об этом можно судить по опросам работодателей: они предпочитают, чтобы сотрудники проходили оффлайн-обучение.

Источник: "Нетология-групп".

-При этом в исследовании отмечается, что укрепляется модель смешанного образования, о чем свидетельствует и опыт «Нетологии».

-Речь идет об эволюции форматов обучения: из онлайна перетекают в смешанные комбинированные форматы. Есть место и для чистого онлайна, но это подходит не во всех случаях; есть вещи более сложные, более прикладные, требующие более глубокого погружения, мотивации со стороны педагога. Все это требует комбинированного формата, о чем говорит опыт не только нашей компании, но и в целом рынка – причем не только российского, но и мирового.

«Главное, что я хотел проверить и показать, - это доступность, привлекательность и перспективность рынка онлайн-обучения. По крайней мере, в ряде его сегментов. Мы демонстрируем это в деньгах, в доступности денег, в отсутствии непреодолимых барьеров, в наличии стадии, когда можно выходить на рынок и сразу зарабатывать, – на примерах кейсов игроков, достигших существенных результатов» 

-Всегда возникает вопрос, почему активный участник рынка, каковым является «Нетология-групп», занимается таким общим исследованием.  В чем ваш интерес?

-У нас тут много интересов. Во-первых, нам, как игроку этого рынка, необходимо хорошо понимать рынок – все его сегменты, особенности, структуру, перспективные направления. Мы постоянно запускаем новые бизнес-юниты. И делать это наощупь сложно. Мы дозрели до того, чтобы исследовать рынки. Вторая причина – нам хочется большей прозрачности рынка для всех игроков, для инвесторов, для потенциальных игроков, стартапов. Сейчас вопрос стоит, если говорить про развитие, не в конкуренции внутри каких-то категорий, а в поднятии самих этих категорий, в продвижении самого сегмента онлайн-обучения во всех нишах. И в этом смысле нам помогают любые новые проекты, которые будут отвоевывать кусочек оффлайна. Пока рано воевать внутри. Рынок быстро растет. И главные конкуренты – это не мы друг с другом в онлайне, а оффлайн-репетиторы, оффлайн-школы, устарелые форматы обучения. Вот с ними надо конкурировать, и мы упрощаем вход на этот рынок, делаем его понятным, интересным для всех, в том числе, для инвесторов, которые крайне важны с точки зрения появления новых проектов.

Государство хочет быть инфраструктурным игроком

-Каков месседж исследования для государства?

-Мы рады сотрудничать с государством и как-то помогать влиять на процессы, делиться тем экспертным мнением, которым обладаем, и,  безусловно, мы надеемся, что наше исследование будет полезно рынку и государству.

-Если я правильно понял, в исследовании утверждается, что, чем больше государство уделяет внимание EdTech, тем большее место оно для себя на этом рынке отстаивает?

-Так государство поступает во всех сегментах. Тем более в таких инфраструктурных, как образование. Пока это не проблема для нас. Любые более или менее сносные проекты в онлайне – это плюс. Конкурировать в онлайне проще в том смысле, что монополизировать рынок в онлайне государству будет гораздо сложнее, чем в оффлайне. Пока к этому нет никаких явных предпосылок. Государство хочет быть инфраструктурным игроком, но не уверен, что оно хочет быть контентным игроком.

-Какой общий вывод можно сделать из Вашего исследования?

-Главное, что я хотел проверить и показать, - это доступность, привлекательность и перспективность рынка онлайн-обучения. По крайней мере, в ряде его сегментов. Мы демонстрируем это в деньгах, в доступности денег, в отсутствии непреодолимых барьеров, в наличии стадии, когда можно выходить на рынок и сразу зарабатывать, – на примерах кейсов игроков, достигших существенных результатов. Я надеюсь, это поможет и действующим, и будущим игрокам на этом рынке.