300 лет назад мореплавание представляло собой процесс, описанный в пушкинской «Сказке о царе Салтане»: «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет». За прошедшие три века изменилось все: кораблики стали плавучими городами, которыми управляет не ветер, а компьютер. Единственное, что осталось за это время неизменным, это конструкция веревочного корабельного трапа. Спрашивается, какое отношение это имеет к промышленному дизайну?

Британский профессор Эшли Холл из Королевского Колледжа Искусств полагает, что именно промышленный дизайн способен, как он выражается, «изменить ситуацию». Он поделился своим опытом на Днях промдизайна в Сколково.

Вице-президент "Сколково" Елена Зеленцова модерирует пленарную сессию Дней промдизайна. Фото: Sk.ru 

«20 лет назад промышленный дизайн был о том, как делать красивые машины и механизмы, - говорит руководитель программы Инновационного Дизайна в Колледже Искусств. – Сейчас дизайн все больше становится тем, что призвано оказывать влияние на поведение людей».

Дизайн VS «grandfathering»

Но причем тут корабельные веревочные трапы? Эшли Холл рассказал о кейсе, которым он занимался с группой постдоков по контракту с Lloyds Register Foundation. Это подразделение всемирно известной страховой компании, никогда ранее не финансировавшей дизайнерские проекты, обратило внимание на ситуацию, при которой одна из важнейших операций на море по-прежнему совершается в буквальном смысле дедовским способом. Как известно, для того, чтобы корабль благополучно вошел в порт, его должен направить лоцман. Для того, чтобы выполнить свою работу, лоцман высаживается на корабль с небольшого кораблика и карабкается вверх по допотопной веревочной лестнице, рискуя жизнью. Между тем от его работы зависит напрямую жизнь такого города, как Лондон. Без товаров, доставляемых по воде, британская столица может прожить на своих запасах продовольствия три дня, на запасах топлива – четыре дня, рассказывает профессор Холл.

Единственное, что не изменилось на кораблях за последние 300 лет, это конструкция веревочного трапа. Фото: Sk.ru 

Можно ли как-то обезопасить работу лоцмана, а также множества людей других профессий, которым приходится совершать переход с корабля на корабль? Приступая к решению этой задачи, группа Холла столкнулась с тем, что это не только техническая проблема. Есть такие профессии, для которых характерен феномен «grandfathering» (не путать с российской дедовщиной). Это когда люди мужественных, романтических профессий говорят себе: «Если мой дед мог делать это, значит и я смогу». Поэтому, когда группа дизайнеров из Королевского Колледжа Искусств приступила к обсуждению с моряками проблемы веревочного трапа, многие из их собеседников не могли понять, в чем заключается проблема, и отказывались говорит о каких-либо изменениях в конструкции лестницы.

«20 лет назад промышленный дизайн был о том, как делать красивые машины и механизмы. Сейчас дизайн все больше становится тем, что призвано оказывать влияние на поведение людей».

Тем не менее рабочая группа создала прототип «лучшего в мире трапа», как его без тени смущения называет Эшли Холл. Трап сделан из самых современных композитных материалов и, разумеется, на 3D- принтере. Такой трап обладает большой прочностью, при этом он легкий и его легко перемещать. Помимо того, дизайнеры разработали надежный механизм, с помощью которого трап крепится к борту корабля. 40% происшествий происходит из-за того, что трап ненадежно закреплен.

Дело спасения утопающих в руках робота-медузы

Другой кейс, о котором рассказал на своей лекции в Сколково профессор Холл, - проект по спасению утопающих в Темзе. Почти каждый день в мутные воды Темзы бросается с моста кто-то, желающий покончить с собой. Помимо этого, в реку имеют обыкновение падать пьяные. В Лондоне имеется специальная служба спасения на водах, быстроходные катера которой бороздят реку из конца в конец в черте города. Как правило, получив сигнал о том, что человек упал в воду, спасатели успевают добраться до него за пять минут. Но зимой этого недостаточно, и утопающие погибают от переохлаждения. Группа Эшли Холла приняла участие в проекте с амбициозным названием «Превратить Темзу в самую безопасную реку к 2030 году».

Эшли Холл: «Дизайн должен принимать в расчет поведение и очень непростые внешние условия». Фото: Sk.ru

Промышленные дизайнеры разработали робота, прообразом которого является медуза. Помимо того, что роботическая медуза предназначена не для того, чтобы жалить человека в воде, а спасать его жизнь, она отличается рядом особенностей. Робот, питающийся от энергии солнца и волн, с помощью своих датчиков улавливает колебания от падения человека в воду и устремляется к нему. Достигнув цели, робот разувается, благодаря встроенным в него воздушным подушкам, и в этот момент по форме становится действительно похож на медузу. По мысли дизайнеров, таких роботов должно быть несколько. Они окружают тонущего, подсвечивают место происшествия и даже подогревают воду, чтобы человек мог дождаться прибытия спасателей.

Параллельно дизайнеры из британского колледжа разработали инновационное ограждение реки в безлюдных местах. Вместо того, чтобы устанавливать на всем протяжении берегов оградительную сетку, они придумали столбики, которые при приближении человека начинают подавать звуковые и световые сигналы. Такую систему проф. Холл называет «невидимым дизайном», и это позволяет понять, насколько далеко современный промдизайн ушел от времен «красивых машин и механизмов» двадцатилетней давности. Потому что в данном случае важно не то, как выглядят оградительные столбики (хотя они выглядят вполне презентабельно), а то, какую новую функцию они выполняют. Например, спасая пьяных лондонцев от неосторожного приближения к водной глади.

«Дизайн должен принимать в расчет поведение и очень непростые внешние условия, которые к тому же постоянно склонны меняться, - говорит Эшли Холл. – Погода меняется, поведение людей меняется, технологии меняются. И все это проявляет себя по-разному в разных частях света с разными культурами: люди по-разному проявляют себя в отношении опасности и безопасности».

Устойчивость к неудачам

Лекция Эшли Холла называлась «Save and Fail». Первая часть была посвящена тому, как промышленный дизайн может помочь спасать жизни, во второй части профессор остановился на том, какую роль играют неудачи в инновациях. Казалось бы, что нового можно сказать на эту тему? У всех интересующихся в зубах навязло: без неудач не бывает успеха; терпеть неудачи не стыдно, а полезно для стартапов. Но лекция английского профессора не свелась только к теоретическим выкладкам на этот счет, хотя следует признать, что он нашпигован готовыми формулами и цитатами, как хорошая салями – жирком. Например: «К неудаче надо относиться как к ступени, ведущей к успеху». Или: «Ошибаться раз за разом – это суть инновационного процесса; чем чаще мы ошибаемся, тем быстрее преуспеем».

Что отличает профессора Холла от множества других лекторов, он пытается воплощать свои теоретические взгляды на практике. И для этого он ввел что-то вроде «курса неудачника» для своих студентов в Королевском Колледже Искусств. Смысл начинания достаточно амбициозный – изменить современную академическую культуру, которая ориентирована на успех; в университетах студентов натаскивают на историях успеха, а слова «неудача» и «провал» становятся самыми ненавидимыми для учащихся. Эшли Холл зашел от противного: участникам его курса была сказано ошибаться, терпеть неудачи, проваливаться – чем чаще, тем лучше, - за что было обещано повышать академические баллы.

Участники дизайн-хакатона в рамках Дней промдизайна: думать, делая. Фото: Sk.ru

«Тем самым мы пытались предоставить людям право на ошибку, - говорит дизайнер. – Мы хотели, чтобы они чувствовали себя комфортно, совершая ошибки. Потому что, если они хотят стать великими инноваторами, им придется ошибаться... И вот фидбэк, который мы получили от студентов: некоторые из них говорят, что, когда они сталкиваются с чем-то неизвестным, им стало проще. Великому дизайнеру сталкиваться с непознанным, с неизвестным приходится постоянно. Ибо если вы знаете, куда идти, это уже не инновация: кто-то уже ходил этим путем».

Ну, и если исходить из тезиса, с которого англичанин начал свою лекцию, а именно: дизайн призван помогать изменять поведение людей, - то данный курс имел и вполне практическую задачу. Ее можно сформулировать так: формирование людей, устойчивых к неудачам. Примерно так же, как есть техники формирования устойчивости к стрессам.

Уже по окончании лекции, отвечая на вопрос из зала, Эшли Холл признался, что самым трудным в этом проекте было «пробить» курс в руководстве колледжа. На это ушло шесть лет. «А ведь Королевский Колледж Искусств справедливо считают одним из самых либеральных и свободных университетов», - добавил он с улыбкой.

«Думать, делая»

И еще одна важная особенность того, как в Королевском Колледже готовят промышленных дизайнеров. Здесь принято обучать думать в процессе делания. По-английски это называется «Thinking through making». «Думать, делая» - это не то, что мы обычно имеем в виду, говоря: «Думай, что делаешь». Это применение на практике тех дизайнерских принципов и приемов, которые студенты изучают в теории. «Далеко не одно и то же, когда одни разрабатывают дизайн, а другие его реализуют (это старая модель дизайна), и – ситуация, когда вы сами осуществляете то, что задумали, - поясняет проф. Холл. Вот почему участники рабочей группы, разрабатывавшей дизайн корабельного трапа и робота-медузы, сами принимали участие в создании их прототипов.

«Вы всегда усваиваете новые уроки, когда сами создаете какие-то вещи», - полагает руководитель программы Инновационного Дизайна в Королевском Колледже Искусств.