Рассказываю о сервисе, задача которого — создать новую автоматизированную городскую микротранспортную сеть.

Меня зовут Василий Быков, я основатель сервиса автоматического шеринга городских самокатов. Хочу рассказать о том, почему я решил заняться созданием новой микротранспортной сети, какие сложности пришлось преодолевать и чем этот бизнес оказался интересен.  

Сооснователь и генеральный директор компании «Самокат Шеринг» Василий Быков. Фото: Sk.ru

  

Как родилась идея создания платформы

Все началось с того, что я подарил дочке самокат. Пришлось её всё время догонять. В результате и себе купил. Показалось, что это очень удобно и быстро. Как-то вышел из метро, до нужного места пешком идти минут двадцать, а на самокате — в два раза быстрее. Вот в такие минуты жалел, что самокат не взял с собой. Но ведь и возить его с собой в метро не слишком удобно. 

Так и созрела бизнес-идея: людям нужен сервис, который позволит взять самокат напрокат в одном месте (к примеру, у метро) и сдать его в другом (к примеру, у бизнес-центра, куда вы направляетесь). 

До этого мой бизнес был связан с вендингом — автоматами, торгующими кофе, чаем, снеками и игрушками и платежными терминалами Qiwi. Я подумал: «Почему бы не сделать аренду самоката автоматической, сдавать его в аренду и принимать обратно без участия человека?» Погуглил и обнаружил, что тогда, в 2015 году, никто ничего подобного ещё не делал.

Потом посчитал. В Европе (на тот момент я жил во Франции) взять напрокат велосипед стоит €2 в час. Если купить 12 самокатов и каждый из них будет кататься по одному часу в день, получится, что в сутки я заработаю €24. Если умножить это на 30 дней, получится €600 выручки.

Затраты такие: сам автомат, то есть самокатная станция, стоит где-то €1000, полочки-ниши для самокатов сделать — ещё €1000, ну и сами самокаты купить — €1000. Получается €3000. То есть максимум пять месяцев, и ты окупаешь затраты.

Чуть позже я пошел учиться в бизнес-школу в Бельгии. И в качестве курсовой работы предложил сокурсникам разработать бизнес-проект по аренде самокатов. Все загорелись. Мы создали презентацию. Наш кейс разобрали на занятии. Однако преподаватели поставили нам двойки, идея откровенно не понравилась. 

Потерпев фиаско, все отказались от этой идеи, ушли в свои проекты. Кроме меня. Прошло время, самокаты становились всё популярнее как в Европе, так и в России, а предложения по их шерингу на рынке так и не появились. Я понял, что пора вкладываться, это перспективно. В Европе оказалось сложно найти единомышленников для проекта. Было легче стартовать (создать продукт и найти команду единомышленников) в России, а уже потом выходить на европейский рынок. 

Наша команда 

Итак, приехав в Москву, я начал искать единомышленников, вспомнил всех, кого знал, и предложил поучаствовать в проекте. У меня появились партнёры — Денис Медведев и Сергей Писаренко. Я отвечал в большей степени за технологии, они — за бизнес, маркетинг и привлечение финансов. 

Нужно было создать весьма непростой продукт — ИТ-платформу, которая управляла бы автоматическими станциям проката, мобильное приложение, позволявшее бы клиентам брать в аренду и оплачивать использование самоката, организовать производство автоматических станций проката и, конечно, найти нужную модель самокатов и усовершенствовать её под нужды шеринга. Чтоб решить все эти задачи, мы собрали команду из 15 человек. 

С какими проблемами сталкивались и как их решали? 

На первом этапе нам не хватало знаний. Первые прототипы оказались нерабочими. Материалы плохо держали удар. Сильно ошиблись, когда за электроникой пошли в самые известные институты, которые занимаются космическими технологиями. Очень много денег на них потратили. Но в итоге нам сделали неработающую электронику. И когда нас попросили удвоить бюджет, я просто сказал, что лучше о них забыть.

Сделав дизайн-проект, мы решили, что успеем реализовать его всего за три месяца. Это оказалось ошибкой. Сначала мы создавали станции, однако электроника давала сбои, выявлялись ошибки. На создание работающей технологии понадобилось два года, а не три месяца. К 2016-му мы сделали рабочую версию самокатной станции и тоже наивно полагали, что она может пойти в серию. Однако это случилось только в 2017 году.

В расчёты я не заложил реальную стоимость проекта. Думал, что обойдусь своими ресурсами, командными деньгами. Надежды не оправдались. Нам потребовались инвестиции. Благодаря программе Generation S, мы вышли на фонд Бортника. Поучаствовали в его программе, стали победителями, получили грант на 2 млн рублей. Потом мы получили инвестиции от нью-йоркского акселератора Urban X.

Мы участвовали в конкурсах проектов новой мобильности в Москве, Берлине, Нью-Йорке. И везде нашу идею воспринимали как что-то диковинное. И говорили: «Надо же, это транспорт? Ух ты! Ни за что бы не подумали».

Потом мы пришли на Startup Village. И нам предложили запустить первый пилот в «Сколково», где мы установили три самокатных станции. Нам нужно было отладить технологии и понять, можно ли действительно заработать на шеринге самокатов, будет ли это востребовано.

Мы тестировали станции и в Москве, и в финском городе Эспоо. Муниципалитет города решил оснастить микротранспортными станциями территорию местного университета, ведь студентам удобно передвигаться на самокатах, к тому же так они знакомятся с очередной инновацией.

Проведённые тесты позволили нам выявить ошибки, переструктурировать технологию так, чтобы она была масштабируемой, удобной для пользователей и надежной. Теперь сборка станций занимает не целую неделю, а всего два часа. 

Кроме того, тесты показали, что спрос на аренду самокатов действительно есть и немалый. К нашим станциям в Москве порой выстраивались очереди. И окупается одна станция в среднем всего за один-полтора сезона. Такого спроса на наши услуги мы не ожидали!

Что такое Samocat Sharing сегодня? 

В 2018 году мы нашли инвестора, который вложился в масштабирование проекта, и начали развивать франчайзинговую программу. Контрактное производство мы развернули на заводе в Калининграде. Производим 200 станций в месяц. Самокаты и самокатные станции антивандальны и защищены от угона.

В прошлом году мы выпустили 150 станций, в этом будет более тысячи. Франчайзи из десяти российских городов и трёх зарубежных уже сделали предзаказ на 1100 станций. Наша собственная сеть из 35 станций сегодня располагается в центре Москвы, в районе Якиманка и у парка Горького. 

Спрос на аренду самокатов большой, потенциально лишь в Москве на микротранспорт могут перейти 2–3% населения города. Усилиями одной компании его не удовлетворить, нам нужны партнёры. Сейчас у Samocat Sharing сеть франчайзи в Москве, Новосибирске, Сочи, Краснодаре и Санкт-Петербурге, всего 500 станций проката. 

Мы продаем им оборудование по себестоимости (396–440 тысяч рублей за одну станцию на десять самокатов). За подключение к системе каждый франчайзи платит комиссию 20% от стоимости поездок.

При расчёте экономики проекта франчайзи нужно ориентироваться на следующие цифры: в среднем там, где в день проходит тысяча человек, каждый самокат будут арендовать трижды в день. Если на станции десять самокатов и одна поездка стоит 100 рублей, получаем выручку 3 тысячи рублей в день. Соответственно, оборот одной станции составит 90 тысяч рублей в месяц. Как показывает опыт наших франчайзи, ежемесячный оборот одной станции на десять самокатов составляет от 30 до 180 тысяч рублей.

   

Что планируем сделать?

В апреле 2019 года мы запускаем собственное производство мощностью 2000 станций в год в индустриальном парке «Храброво» (особая экономическая зона в Калининградской области). И, конечно, намереваемся увеличивать нашу партнерскую сеть. 

Сейчас, в апреле, у нас открытие сезона самокатов в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Будем работать в Финляндии. В конце 2018 года компания Samocat Sharing выиграла конкурс муниципалитета Хельсинки на организацию проката 500 самокатов. 

Мы планируем, что наша московская сеть составит примерно 500 станций, а питерская — 600. Наша цель — установить миллион станций по всему миру. Собираемся запускать сервис в Норвегии, Грузии, Германии, Франции, Испании и Армении.

      

Источник: vc.ru