Чем опасен транспортный шум и как снизить его влияние

20 июля 2022 г.

Люди склонны недооценивать опасность шумового загрязнения, хотя только в Западной Европе из-за воздействия шума суммарно утрачивается примерно 1,6 млн лет здоровой жизни из-за болезни, инвалидности или ранней смерти. Проекты, направленные на очищение звуковой среды, могут внести существенный вклад в продолжительность жизни и сохранение экологии.

 

Сейчас средний уровень шума в городах, производимый транспортом, растет из-за увеличения интенсивности движения. Особенно мучаются жители кварталов, прилегающих к крупным дорогам, — там уровень шума может составлять 67–77 децибел, что сопоставимо с детским плачем. Всего в зоне шумового воздействия автотранспорта проживают 34 млн россиян. Можно ли решить проблему шумового загрязнения?

 

Чем опасен уличный шум?

Фоновый шум негативно влияет на нервную систему человека, увеличивая содержание в крови гормонов стресса — кортизола, адреналина и норадреналина. Даже звуки улицы с не интенсивным движением могут провоцировать сердечно-сосудистые заболевания.

 

У людей, живущих вблизи шоссе или аэропортов, риск инфаркта и инсульта в три раза выше, чем у жителей тихих районов. Согласно выводам американских ученых, шум усиливает активность миндалевидного тела — области мозга, которая играет роль в регуляции стресса, что, в свою очередь, способствует воспалению кровеносных сосудов.

 

Качество сна портится уже при фоновом шуме чуть выше, чем обычная речь. Проблемы со сном приводят к хронической усталости, провоцируют головные боли и неврозы. Закрытие окон проблему не решает, так как плохая вентиляция помещения тоже чревата нарушениями сна. Шведские ученые отмечают, что люди сильно хуже переносят автотранспортный шум, чем шум от проходящих поездов.

 

«То, что люди не высыпаются из-за шумового воздействия, снижает уровень производительности труда, увеличивает риск ДТП. Заболевания, вызванные шумовым загрязнением, ведут к росту расходов на здравоохранение» — профессор Университетского колледжа Лондона Дипак Прашер.

 

Звуки дорожного движения негативно влияют не только на человека, но и на дикую природу. К примеру, они подавляют иммунную систему лягушек, снижают способность птиц общаться друг с другом и вовремя обнаруживать хищников. Последним тоже приходится непросто: летучие мыши и совы хуже слышат звуки добычи и тратят на охоту больше времени и ресурсов.

 

Какой уровень шума допустим?

В домах и на жилых территориях уровень шума не должен превышать 55 децибелов днем и 35 децибелов ночью. По рекомендации ВОЗ, максимальный допустимый уровень шума — 85 децибелов. Но в такой среде можно находиться не более восьми часов.

 

Процент шума снижается при озеленении территории микрорайонов и разделительных полос. Непосредственно на блокирование звуков автомагистрали направлены шумозащитные экраны и заборы, устанавливаемые по обочине. В среднем экраны снижают звуковую волну на 15-25 децибелов, так что глобально проблему это не решает.

 

Существенно ситуация может измениться после массового перехода на электротранспорт. Электромобиль движется почти бесшумно по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания, особенно на маленькой скорости. Но тут кроется другая проблема: велосипедисты и пешеходы его зачастую не слышат, что увеличивает риски ДТП.

 

Из-за этого в Евросоюзе приняли закон, обязывающий оснащать электромобили генераторами шума, максимальная сила которых не должна превышать уровня человеческого крика или смеха (до 75 децибелов). Обычный городской шум находится на уровне 80–85 децибелов. Похожие требования действуют в США. Экспертам пришлось искать компромисс между безопасностью дорожного движения и шумовым загрязнением.

 

Аналогичную задачу решает российская компания, резидент Фонда «Сколково», разработавшая систему акустического сопровождения электротранспорта THOR AVAS. Ее уже протестировали на электрическом смарт-кроссовере КАМА-1 и беспилотных шаттлах КамАЗ-1221.

 

Специалисты «Кар Системс» экспериментально определяют оптимальное звучание электромобиля. Цель — снизить шумовое загрязнение, но при этом сделать звук заметным для пешеходов и гармоничным для человеческого слуха. Пока на российских дорогах не так много таких машин, но со временем электромобили захватят больше пространства и возникнут дополнительные сложности.

 

Фото: «Кар Системс».

 

«К тому моменту наши стартапы будут способны закрыть потребность в разумных городских звуках, которые привлекают внимание пешеходов на адекватном расстоянии, но не засоряют звуковое пространство. Благодаря системе AVAS, звук электромобилей будет соответствовать определенным правилам психоакустики» — руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

 

Как проходит эксперимент?

Эксперименты проходят в большой акустической заглушенной камере Научно-исследовательского Института строительной физики.

 

В камере так тихо, что закладывает уши. По кругу расставлено множество громкоговорителей, которые имитируют звуки городской среды и шум шин приближающегося электромобиля. В зависимости от скорости меняется громкость сигнала системы AVAS.

 

Участники эксперимента нажимают на пульт, когда распознают звуки проезжающего транспорта. Так замеряется время, за которое пешеход может услышать автомобиль.

 

В ходе испытаний выяснилось, что обычный электромобиль человек слышит лишь за 3-5 секунд до приближения. AVAS-система значительно увеличивает это время, причем не за счет увеличения громкости подаваемого сигнала, а путем изменения частотного диапазона. Система может использоваться не только на электромобилях, но и на электрических самокатах.

 

В компании планируют продолжить исследования в этой области. Ученые намерены создавать новые звуковые трэки, проводить измерения и привносить пользу в общее развитие электротранспорта и улучшать акустическую экологию в городах будущего за счёт внедрения системы AVAS во все типы электротранспорта.

 

Источник: +1Платформа.