Фонд «Сколково» и VR_Bank составили рейтинг цифровизации страховых компаний

21 июля 2020 г. 13:13

Фонд «Сколково» и VR_Bank оценили степень цифровизации 45 ведущих российских страховых компаний по размеру собранных премий (без учета ОМС) по итогам работы в I полугодии 2020 года

Задача рейтинга – дать оценку текущему уровню и перспективам дальнейшего развития цифровой экономики страхования. В 2017 году были приняты поправки в законодательство, предусматривающие введение обязательных продаж электронных полисов ОСАГО и ставшие катализатором изменений для всей страховой отрасли. Компании, которые с того времени перевели обслуживание клиентов в онлайн, уверенно чувствовали себя даже в условиях самоизоляции, на которую был вынужден перейти бизнес в связи с пандемией коронавируса.

Фото: Sk.ru

Павел Новиков, директор центра инноваций Finance & Blockchain Фонда «Сколково», отмечает, что успешное IPO технологической компании LIMONADE в начале июля 2020 года дает четкий сигнал о высоком интересе частных и институциональных инвесторов к теме InsurTech. «Объем собранных страховых премий в мире приблизился к отметке $5 трлн. Рынок стоит на этапе глобальных перемен – волна цифровизации этой консервативной отрасли запущена. Мировые гиганты GEICO и Ping An уже несколько лет инвестируют в искусственный интеллект и большие данные. Лидеры страховой отрасли ищут новые бизнес-модели, пытаются сократить затраты на персонал и агентов, переводят взаимодействие с клиентом в цифровые каналы, выходят в наносегменты, вроде страхования от сердечного приступа во время игры в маджонг за доллар. Вместе с VR_Bank мы продолжили серию исследований финансового сектора и решили разобраться, какие российские страховые компании на текущий момент максимально адаптированы к цифровому миру, а кому следует пересмотреть свою стратегию работы с инновациями и, например, обратиться в “Сколково”», - сказал г-н Новиков.

Методология рейтинга учитывает 26 показателей, которые объединены в пять основных тематических блоков и дают представление об уровне цифровизации страховых компаний. Это финансовые показатели, отражающие роль и место компании на рынке, наличие онлайн-сервисов, количество загрузок мобильного приложения (приложений), скорость обработки обращений в соцсетях, а также готовность компаний не только к продаже полисов онлайн, но и к дистанционному урегулированию страховых случаев.

В топ-10 по степени убывания вошли страховые компании «Согласие», ВСК, «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Группа Ренессанс Страхование», «Абсолют Страхование», «Росгосстрах», «Югория», СОГАЗ, «Совкомбанк Страхование».

Павел Новиков: страховая отрасль стоит на этапе глобальных перемен – волна цифровизации этого консервативного сегмента запущена. Фото: Sk.ru 

С заметным отрывом лидирует в рейтинге цифровизации компания «Согласие», занимающая 12 место на российском страховом рынке по объему собираемых премий. Компания оказалась лидером по обслуживанию клиентов через мобильные приложения. Разница общих баллов между лидерами первой пятерки рейтинга оказалась несущественной. В любой момент в пятерку лидеров может войти «Абсолют Страхование». В 2019 году компания сделала ставку на быстрое внедрение инноваций и цифровизацию партнерских каналов продаж и показала хорошие результаты в рейтинге.

Наиболее популярные мобильные приложения в AppStore среди участников рейтинга оказались у компаний «АльфаСтрахование», РЕСО-Гарантия, «Согласие», «Югория», ВСК. Для Android – у компаний «АльфаСтрахование», РЕСО-Гарантия, ВСК, «Ингосстрах», «Согласие».

Только первые 15 страховых компаний по сбору премий активно присутствуют в Facebook, ВКонтакте, Instagram и YouTube. В Facebook и ВКонтакте наиболее активна компания «Совкомбанк Страхование», Instagram – «Юнити страхование», в YouTube – «АльфаСтрахование».

У всех страховых компаний, вошедших в рейтинг, можно приобрести полисы онлайн по наиболее популярным розничным видам страхования – добровольное медицинское страхование, страхование от несчастного случая, ОСАГО, КАСКО, страхование выезжающих за рубеж, страхование недвижимости и у большинства – полис с услугой телемедицины. Лидер онлайн-продаж полисов по всем розничным видам страхования – «Ингосстрах».

Гораздо сложнее урегулировать страховой случай без визита в офис. Даже крупные компании пока предлагают дистанционное обслуживание в основном по автомобильным и имущественным видам страхования. Сказываются особенности обмена документами между страховыми организациями и другими вовлеченными в процесс участниками рынка. Удаленно урегулировать страховое событие по полису выезжающих за рубеж получится в компании СОГАЗ, по ОСАГО – в компаниях «Согласие», «Росгосстрах» и СОГАЗ, по КАСКО – в компаниях «Гелиос», «Согласие», «Росгосстрах» и СОГАЗ, по страхованию недвижимости – в ВСК, по имущественным видам страхования – в «Согласии» и ВСК.

В меньшей степени к процессу цифровизации оказался восприимчив сегмент страхования жизни, локомотивом которого являются накопительные и инвестиционные страховые продукты. Скорее всего, в силу специфики этих продуктов клиенты нуждаются в индивидуальном подходе и профессиональном консультировании со стороны страховщиков. Тем не менее, цифровая трансформация затронула и этот сегмент. Топ-10 лидеров цифровой трансформации страхования жизни: «Капитал Life», «ППФ Страхование жизни», «Ренессанс Жизнь», «Альянс Жизнь», «РСХБ-Страхование жизни», «Русский Стандарт Страхование», «УРАЛСИБ Жизнь», «Ингосстрах-Жизнь», «Согласие-Вита» и «МетЛайф».

Кроме экспертов «Сколково» в составлении рейтинга участвовали представители VR_Bank, компании-разработчика индивидуальных платежных решений в сферах электронной коммерции, телекома и банкинга. Основной продукт – модульный финтех-сервис VR_Cube, предоставляющий полный спектр финансовых и аналитических сервисов для онлайн-коммерции и МФО (интернет-эквайринг, электронные кошельки, KYC, переводы, бонусные и кэшбэк-сервисы). VR_Bank является резидентом кластера информационных технологий фонда «Сколково».

Комментируя результаты исследования уровня цифровизации страховщиков, Роман Ромашевский, финансовый директор VR_Bank, отметил: «Продажа электронных полисов, сопровождение договоров, электронное урегулирование убытков – все будет переведено в цифру по мере накопления технологических возможностей страховых компаний. Пандемия коронавируса резко ускорила темпы цифровизации финансовой отрасли. Новыми точками роста для отрасли могут стать решения, связанные с профилактикой и управлением здоровья, продукты, которые можно приобрести в онлайн-каналах продаж без осмотров, без визита в офис. Допуск страховщиков к государственным информационным системам, упрощенная идентификация клиентов обеспечит дальнейшее развитие дистанционных каналов продаж и обслуживания».