Когда личный автомобиль станет никому не нужен

5 мая 2022 г.

Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» — о развитии системы беспилотного общественного транспорта

Фантасты всего мира грезили летающими автомобилями и обязательно включали их в картину городов будущего. Но крылья — не главное, что стоит позаимствовать у самолетов. Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково» рассказывает, в каком направлении развивается общественный транспорт и причем тут гражданская авиация.

 

_DSC9115.jpg

Кирилл Жанайдаров, руководитель управления по транспорту Фонда «Сколково». Фото: Sk.ru 

  

Роскошь на колесах

 

В последнее время личный автомобиль в крупном городе становится всё больше предметом роскоши, а не средством передвижения. Причин несколько. Во-первых, рост стоимости авто. Только в 2022 году они прибавили 40% к цене прошлого года и продолжают дорожать на фоне последних событий и дефицита поставок. Во-вторых, владеть машиной тоже сложно: один час парковки может стоить 450 рублей, во дворах сложно найти место, а подземный паркинг в столице обходится от 1,5 млн рублей (в новостройке эконом-класса) до 5 млн рублей (в элитных проектах).

 

Тем не менее, развитие общественного транспорта и появление выделенных полос для его движения, не стимулировало людей пересаживаться с личных авто на трамваи и автобусы. Да, автомобиль дороже, но комфортнее. Пандемия COVID-19, которая приучила людей минимизировать социальные контакты, только подчеркнула важность личного автомобиля. А в России личная машина — еще и признак социального статуса.

 

Задача города будущего: преодолеть разрыв между неудобным, но эффективным с точки зрения перевозки пассажиров общественным транспортом, и удобным личным автомобилем. Сделать так, чтобы отказ от последнего был добровольным, а не вынужденным, и не привел к снижению качества жизни людей.

 

Вдохновение — в авиации

 

Главная задача властей — сделать пользование личным автомобилем доступным, повысив его эффективность. Здесь поможет опыт авиации. В отрасли, где средство передвижения стоит баснословных денег, а стоимость топлива (на него приходится до половины всех расходов) за последние пятьдесят лет выросла в несколько раз, услуга перелета доступна рядовым гражданам. Более того, билеты на самолет за последние 30 лет подешевели вдвое. Главная причина — максимально эффективное использование воздушного судна. Например, самолеты Boeing 737 авиакомпании «Победа» проводят в воздухе по 15-16 часов в сутки. Это позволяет больше перевозить пассажиров в единицу времени и меньше тратить на дорогую стоянку машины в аэропорту. С нагрузкой помогают справляться автопилоты — автоматика управляет самолетом большую часть времени.

 

Наземный личный транспорт такой эффективностью похвастаться не может. В среднем, он используется всего один час в день и проводит на стоянке 96% времени. У каршеринга цифры лучше, но тоже далеки от самолета. По данным «Яндекса», такая машина совершает восемь поездок в будний день и девять — в выходной, находясь в движении четыре часа в сутки. Такси тоже используется эффективнее личного транспорта, но и у него ворох проблем.

 

Болезни роста

 

Каршеринг и такси, какими мы их знаем — промежуточный этап на пути к эффективному использованию ресурса автомобиля. Но и у них есть ряд объективных недостатков:

 

1. Человеческий фактор

 

В ГИБДД часто отмечают низкую культуру вождения водителей арендованных авто, которые халатно относятся к транспортному средству и другим участникам движения. Таксисты же проводят много времени за рулем — их внимание и реакция притупляются. В обоих случаях риск попасть в аварию возрастает.

 

2. Техника

 

Автомобиль с ДВС имеет сложное устройство. Его неисправности обычно не определить на глаз после беглого осмотра. Так что когда арендуешь автомобиль, нет возможности гарантировать его полную работоспособность. Особенно учитывая неаккуратное отношение некоторых водителей каршеринга к транспортным средствам.

 

3. Удобство

 

Поставщиков услуги каршеринга много, поэтому не всегда ближайшее к клиенту авто принадлежит нужной компании. Если до арендной машины идти квартал, личный транспорт у дома кажется более удобным.

 

Увеличение числа авто для каршенинга, более пристальное внимание к состоянию парка, повышение качества сервиса такси и строгое лимитирование рабочего дня водителей — только полумера, которая не повлияет на эффективность использования автопарка. Кроме того, эти идеи слабо реализуемы: у вендоров каршеринга есть сложности с продлением лизинговых договоров на машины, а сокращение рабочего дня таксиста вступает в противоречие с экономикой использования самого транспорта.

 

Гибрид шеринга и электромобиля с автопилотом

 

Решить проблему может появление нового формата общественного транспорта на базе электромобилей с автопилотом, которые будут одновременно выполнять функцию каршеринга и такси.

 

Автопилот не устает, поэтому может работать дольше, «размазывая» стоимость владения машиной на всех пользователей. Так услуга становится доступнее, а общее время работы автомобиля приближается к цифрам из авиации. Автопилот не совершает ошибок. Это позволит не только снизить количество ДТП, смертей и ранений на дорогах, но и добавит доверия такси.

 

В то же время конструкция электромобиля значительно проще, чем авто с ДВС — вероятность выхода из строя узлов и агрегатов ниже, нужно меньше расходных материалов, особенно с учетом бережного обращения с ним со стороны автопилота.

 

Исследования показывают, что техническое обслуживание машины на аккумуляторных батареях на 41% дешевле, чем автомобиля с ДВС. Это также экономически оправдано.

 

Появление отдельных такси с автопилотом — перспектива ближайшего будущего. Резидент «Сколково», компания «Яндекс беспилотные технологии», уже получила разрешение на тестирование беспилотного такси на улицах Москвы. Автомобили будут возить пассажиров в районе Ясенево, на юге столицы.

 

Сейчас ПО «Яндекса» тестируется на базе гибрида Toyota Prius и бензинового Hyundai Sonata, но и использование технологии в связке с электромобилями сложностей не вызывает.

 

Из российских вендоров собственные решения для беспилотных автомобилей есть у «СберАвтоТеха» и «СтарЛайна». Последние разрабатывают беспилотный грузовик и примут участие в тестировании большегрузов на трассе М-11 «Нева». Все названные авто делаются в России, так что проблем с точки зрения импортозамещения в развитии этой технологии нет: софт свой, лидары и датчики также свои.

 

Единая экосистема

 

Уже существуют решения, которые позволяют комплексно подойти к моделированию будущего дорожного движения. Например, водители в Москве стали замечать, что в последнее время все реже утыкаются во дворах в мусоровозы, которые раньше собирали огромные очереди из машин, перегораживая проезд. Это результат работы компьютерной модели «Умный город», разработанной резидентом «Сколково», ГК «Большая тройка».

 

И чем больше информации поступает к оператору о простоях, заторах, затруднениях при движении, тем точнее будет прокладываться маршрут мусоровозов. Эти данные предоставляют трекеры, установленные на машинах коммунальных служб.

 

Это только один элемент пазла по пути воплощения в жизнь концепции Vehicle-to-Everything (V2X), когда машина взаимодействует со всем окружающим пространством. Применение этой технологии позволяет сократить ДТП на 80%, пробки — на 20%, выбросы CO2 — до 51%.

 

Сейчас такую комплексную платформу по управлению умным городом с множеством горизонтальных и диагональных связей разрабатывают ИТМО и резиденты «Сколково». Она должна задать единый стандарт и создать условия для технологического объединения информации от беспилотных автомобилей.

 

Лично-общественный транспорт

 

Чтобы стереть границу между беспилотным такси-каршерингом и общественным транспортом, нужно избавиться от главного различия: первый работает по запросу, последний четко привязан к маршрутной сети и расписанию.

 

Сейчас «Московский транспорт» в нескольких населенных пунктах Новой Москвы тестирует сервис «По пути». Через приложение можно оставить заявку, указав начальную и конечную точку, и в течение 30 минут мини-автобус приедет за пассажиром. В системе строится маршрут, транспорт собирает оптимальное количество людей, которые совершают совместную поездку к единой цели.

 

Пока сервис ориентирован на трансфер к станциям метро. В будущем построение динамических маршрутов не должно быть привязано к таким типичным точкам притяжения, а будет полноценно связывать десятки локаций внутри зоны действия сервиса — соответствующий софт мы увидим уже в этом году.

 

Таким образом, владение личным автомобилем в городе станет вовсе бессмысленным. Человек сможет пользоваться общественным транспортом нового формата: быстро, комфортно, по оптимальному маршруту. Стоимость поездки будет сопоставима с трамваем или метро, и везти человека будет не уставший таксист, а безошибочный автопилот.

 

Город же сможет достичь поистине авиационных показателей по времени эффективного использования автотранспорта, где каждая машина станет частью большого отлаженного механизма, регулирующего транспортные потоки и обеспечивающего безопасность участников дорожного движения. И никаких заторов даже без летающих автомобилей.

   

Источник: platform.plus-one.ru