Пушкин в космосе. Когда на орбиту полетит частная ракета из России?

19 марта 2020 г.

В США готовится первый пилотируемый старт корабля, созданного частной компанией Илона Маска. А есть ли похожие частные, негосударственные проекты в России?


Бизнес для энтузиастов

Компанию «КосмоКурс» возглавляет бывший конструктор Центра им. Хруничева Павел Пушкин, а финансирует один из российских миллиардеров, чьё имя держится в секрете. Уже 6 лет Пушкин работает над лёгкой ракетой и многоразовым кораблём для отправки в космос туристов. Для стартов в Нижегородской области планируется построить первый в России частный космодром и даже свой спиртзавод, так как ракета будет заправляться спиртом. Изготавливаться космическая техника будет на новом заводе в Московской области. Весь проект стоит 200 млн долл. В чертежах он уже готов. Если всё пойдёт хорошо, первый тур на орбиту состоится в 2025 г.

Ракета-носитель многоразового суборбитального космического комплекса. © / CosmoCourse / Кадр youtube.com.

А вот 3 аппарата компании «Спутникс» уже летают, и в этом году полетят ещё 6. Это небольшие спутники весом от 1,5 до 10 кг. «Спутникс» отпочковался от частной компании, обрабатывающей космические снимки. И именно он в 2014 г. запустил первый в России частный спутник «Аврора». «С созданием космической техники связаны в общей сложности 20–30 российских компаний. Обычно в них от 5 до 60 человек. Это вчерашние студенты и выходцы с госпредприятий. А инвесторы старт­апов – как правило, энтузиасты, которые верят в будущее космоса», – рассказывает проектный менеджер по космическому направлению фонда «Сколково» Иван Косенков.

Один из крупных частников – корпорация S7 2 года назад выкупила у международного консорциума с участием РКК «Энергия» плавучий космо­дром «Морской старт». Новые владельцы намерены запускать с него коммерческие спутники и создать свою многоразовую ракету. Но планы эти пока что туманны.

Кто заказчики?

А вот «Спутникс» зарабатывать уже научился. Среди его заказчиков – Саудовская Аравия и Тунис за рубежом, в России – Московский институт электроники и математики ВШЭ и образовательный центр «Сириус». Школьники, занимающиеся в «Сириусе», собирают учебные космические аппараты из готовых компонентов, и уже третий такой спутник скоро будет отправлен на МКС.

«Исторически так сложилось, что в России на государственных предприятиях в основном делают большие космические аппараты для масштабных программ. Но быстро растёт использование в бизнесе более дешёвых малых спутников: в мире этот рынок увеличивается на 20% в год, – описывает перспективу директор по маркетингу компании «Спутникс» Анатолий Копик. – Учебный мини-спутник стоит несколько миллионов рублей, самый сложный коммерче­ский из тех, что делаем мы, – несколько сотен миллионов».

Молодые – значит быстрые

При этом дешёвыми малые спутники и лёгкие ракеты делают не только их размеры, но и методы работы, которые используют создатели. «Частные компании более гибкие, они строже заточены на удешевление своей деятельности. Это хорошо понимают в США, где государство ещё в 60–70-х гг. размещало свои космические заказы в корпорациях Boeing, Lockheed Martin, а затем целенаправленно поддерживало проекты Илона Маска. В итоге его ракеты дешевле, чем у нашего «Роскосмоса», и американцы забрали у нас часть коммерче­ских пусков, – отмечает Косенков. – Россия со времён СССР концентрирует ресурсы в крупных космических госкомпаниях. В пилотируемых и научных проектах это, возможно, оправданно. Но в проектах, ориентированных на бизнес, появление новых космических фирм очень важно для создания конкуренции, заставляющей компании-ветераны работать более эффективно, а рынок развиваться быстрее».

«С некоторыми расчётами, которые на предприятиях с советской историей делают пять человек, у нас справляется всего один», – приводит пример Пушкин, но при этом отмечает, что форма собственности здесь ни при чём. Важнее возраст проекта: старые компании с трудом отказываются от устаревших подходов, а молодые с первых дней быстрее осваивают эффективные инновации.

В «КосмоКурс» звонят из разных стран люди, которые готовы заплатить круглую сумму, чтобы взлететь над Землёй на 180 км и провести 5–6 минут в невесомости. Но каждый шаг, связанный с космосом, требует согласования с военными. И пока получить разрешение на строительство своей ракеты и космо­дрома «КосмоКурсу» не удалось.

   

Источник: aif.ru/society