«Сделать что-то нестандартное и живое»: пионер программы «Стартап как диплом» о своем опыте

7 июля 2020 г.

С 2021 года студенты 40 российских вузов смогут защитить свою выпускную квалификационную работу как традиционным образом, так и новым способом – создав стартап. Разработка и реализация программы обучения абитуриентов и преподавателей университетов в подготовке стартапов в качестве ВКР предусмотрены программой «Цифровая экономика», сообщили Sk.ru в Минобрнауки

Программа «Стартап как диплом» направлена на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства, а также на поддержку бизнеса, находящегося на начальной стадии. Бизнес-проекты выпускников могут быть как реально существующими (с юридическими лицами и сформированной командой), так и находиться в стадии идеи, пояснили в министерстве.

Впервые в пробном режиме программа стартовала в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете. Комиссия не рассматривает саму работу, а признает оценку внешнего института развития как подтверждение профессиональных компетенций студента. Такой оценкой может быть статус резидента Фонда «Сколково», технопарка «Русский» или гранты от различных фондов поддержки технологических стартапов.

Евгений Перельман на защите своей квалификационной работы. Фото: ДВФУ

Пионером в программе «Стартап как диплом» стал Евгений Перельман, выпускник Школы экономики и менеджмента ДВФУ, а затем - сотрудник Фонда «Сколково» и компании-резидента «Промобот»». В интервью Sk.ru Евгений рассказал, чем его подкупила идея участвовать в программе и к чему готовиться тем студентам, которые вслед за ним решат пойти по этому пути.

- Вы учились экономике и менеджменту, но в рамках программы «Стартап как диплом» презентовали квалификационной комиссии медицинский проект. Как так получилось?

- Действительно, речь идет об аппаратно-программном комплексе для комбинированной диагностики холодовой гиперреактивности дыхательных путей. История началась годом ранее, в 2016. В В Благовещенске, откуда я родом, расположен Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания. Там работает мой отец, оттуда и много друзей нашей семьи. Так что какие-то базовые медицинские познания, связанные с проектом, у меня есть. 

В 2016 году, когда во Владивостоке проводили Стартап-тур, коллегиальным решением меня, на тот момент студента-третьекурсника, отправили туда рассказывать про наш проект создания датчиков, которые крепятся в определенной зоне на шее и по нескольким параметрам дыхания и сердцебиения человека анализируют его состояние. 

Новизна разработки была в том, что комплекс декодирует и очищает множество перемешанных звуков, вычленяя из этой какофонии те показатели, которые необходимы для врачебной оценки того, как дышит человек и как бьется его сердце. Это данные можно легко анализировать, что важно, например, в случае с пожилыми и одинокими пациентами. По сути это разновидность «Кнопки здоровья», подающей сигнал тревоги, если с пациентом что-то не так. Этот проект занял третье место в IT-треке в рамках Стартап-тура-2016. 

Тот проект, который в итоге трансформировался в дипломный, занял второе место в биомедицинском направлении конкурса Старап-тура годом позже, в 2017. Речь идет о программно-аппаратном комплексе, который позволяет диагностировать холодовую гиперреактивность дыхательных путей. Это характерное бронхиальной астмы функциональное нарушение, которое рассматривается как фактор риска развития и прогрессирования заболевания. Одним из распространенных триггеров бронхоспазма является холодный воздух. Продолжительное пребывание в среде с низкими температурами даже у здоровых людей неизбежно сопровождается напряжением всех регуляторных систем, в большей степени уязвимы органы дыхания. В результате воздействия холода происходит качественная перестройка легочной вентиляции, заключающаяся в ограничении дыхательного объема, повышении остаточной емкости легких. 

Если говорить упрощенно, речь идет об аллергии на холод. Это не слишком исследованное, но весьма актуальное направление. Если врач не знает о холодовой гиперреактивности у пациента, он может прописать ему не те или препараты или не то их количество, в которых последний на самом деле нуждается. 

- Кто вам предложил участвовать с этой разработкой в программе «Стартап как диплом»? 

Руководство ДВФУ, а именно - Дмитрий Земцов, проректор по развитию университета, который курирует эту программу. Он искал студентов, у которых были свои стартапы. Он обратился в «Сколково», в Фонде ему предложили мою кандидатуру. 

Идея показалась мне очень интересной - тут была возможность сделать что-то нестандартное, живое, более приближенное к реальной жизни, чем работа над традиционным дипломом. И я с удовольствием согласился. 

Хабаровский этап Стартап-тура в 2017 году. Е. Перельман - второй слева. Фото: DVhab.ru

Мои однокашники сначала отнеслись к этому известию с изрядной долей удивления, но потом осознали все плюсы программы. Многие из них тоже в итоге захотели защититься таким же образом, потому что это очень интересная возможность. Вместо того, чтобы перелопачивать кучу типовой информации, как это обычно бывает в процессе написания обычного диплома (к слову, и результаты этой работы получаются весьма типовыми), я рассказал комиссии про свой проект, сделав акцент на его образовательной ценности, представил связанные с ним документы. 

Это была реальная, живая работа, связанная с формированием в России инновационной среды. Эта дорога привела меня затем в Фонд Сколково [после защиты диплома Евгений стал сотрудником Дальневосточного представительства Фонда– прим Sk.ru]. А сейчас я работаю в сколковской компании «Промобот», которая производит сервисных роботов. 

В 2018 году примеру Евгения Перельмана последовали студенты Школы естественных наук Даниил Сербинович и Аркадий Березкин. Они представили членам экзаменационной комиссии проект по разработке бионического протеза нижних конечностей, который получил инвестиции от Фонда содействия инновациям. Студенты разработали новый протез ступни за полтора года. Молодые стартаперы презентовали свое изобретение на «Битве инженеров» в ДВФУ в 2017 году, грантовом конкурсе «Умник», Всемирном молодежном форуме в Сочи и Российско-китайском «Экспо» в Харбине. Также они стали победителями первого биоинженерного хакатона «Нейростарт», пишут «Известия».

В 2019 году уже семь стартапов выпускников Дальневосточного федерального университета были засчитаны в качестве итоговой квалификационной работы. Четыре проекта представили студенты Инженерной школы, два проекта - Школы естественных наук, один - кафедры экономики предприятия Школы экономики и менеджмента.

В общенациональном масштабе в 2020 и 2021 годах планируется внедрить практики учета выпускных квалификационных работ в виде стартапов более чем в 40 вузах. В их числе Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Сибирский и Южный федеральные университеты, РАНХиГС при президенте РФ, Волгоградский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Юго-Западный государственный университет и другие.