Технологии против Covid-19: что предлагают резиденты «Сколково»

15 апреля 2020 г.

Роботы для медицинской диагностики и дезинфекции поверхностей, интегрированный в интернет-портал Минздрава чат-бот для консультирования людей во время пандемии, бесконтактный терминал термометрии, платформа для организации пропускного режима на время ограничений. Эти разработки резидентов «Сколково» (и не только их), направленные на борьбу с коронавирусом и минимизацию последствий вспышки заболевания, были продемонстрированы в ходе пресс-конференции в ТАСС, которая прошла в режиме онлайн. Особо отмечалось, что все проекты находятся в высокой степени готовности – это не прототип, а продукт, готовый ко внедрению уже сейчас

Больше всего антикоронавирусных разработок, целых три, продемонстрировали представители пермского резидента Фонда «Сколково», компании «Промобот». Это робот-диагност Promobot V.4, автономный терминал для бесконтактного измерения температуры тела и робот-дезинфектор «Скорпион». «Никаких прототипов, которые появятся когда-нибудь потом, а только готовые роботы, которые уже сегодня помогают нам бороться с вирусом», - так отозвался о новых продуктах компании председатель совета директоров «Промобот» Алексей Южаков.

Автономный терминал для измерения температуры тела. Фото: "Промобот".

Презентацию первой из новинок «Промобота», комплекса медицинского обеспечения массового скрининга населения, провел Алексей Вронский, врач-терапевт, сердечно-сосудистый хирург. «Promobot V.4 не может и не должен полностью заменить врача. Его основная задача в том, чтобы стать помощником медиков при массовом скрининге, проведении отдельных этапов диспансеризации, первичном контакте с пациентом с симптомами Covid-19», - рассказал специалист. Робот-диагност проводит опрос на наличие первичных симптомов COVID-19, измеряет температуру и другие показатели здоровья (уровень сахара и кислорода в крови, объём лёгких). Он автономен, может запоминать и узнавать лица людей, печатать результаты диагностики и рекомендации.

«Робот способен проводить медицинский опрос, собирать анамнез, выполнять инструментальные исследования, анализировать полученную информацию и выдавать результат, - сообщил А. Вронский. - Это готовый продукт, он был протестирован на крупных выставках. За несколько дней робот провел скрининг более тысячи пациентов. Среднее время скрининга составило 3 минуты».

Робот-диагност. Фото: "Промобот".

Важно, что Promobot V.4 в его диагностической ипостаси доступен к заказу уже сейчас. Его цена в зависимости от функционала, по словам Алексея Южакова, колеблется от 1,5 до 2,5 млн рублей.

В такой же продвинутой стадии готовности - другая разработка «Промобота», робот-дезинфектор «Скорпион». Из-за наличия гусениц, поворотной башни с распылителем и резервуара с дезинфицирующей жидкостью «Скорпион» напоминает небольшой танк. Оператор управляет роботом удаленно, что во время тест-драйва н продемонстрировал Игорь Еремеев, технический директор компании «Промобот». «Скорпион» может двигаться не только по ровной поверхности, он легко преодолевает лестницы и бордюры, разбрызгивая антисептик. Он распыляет дезинфицирующую жидкость на расстояние до 10 метров и работает без подзарядки до 4 часов. «Промобот» готов ежемесячно поставлять до 20 таких роботов стоимостью от 2 млн рублей каждый.

Третьей новинкой компании, с которой разработчики из «Промобота» познакомили аудиторию в прямом эфире ТАСС, стал автономный терминал для бесконтактного измерения температуры тела. По словам Алексея Южакова, аппарат Thermocontrol предназначен в первую очередь для непрерывно действующих предприятий при замере и регистрации температуры сотрудников на пунктах пропуска.

Процесс занимает от 2 до 5 секунд, его результаты точны (плюс/минус 0,2 градуса). Оператор для работы аппарата не требуется, что минимизирует риск заражения. Терминал сохраняет информацию о замерах и предупреждают службу безопасности о посетителях с повышенной температурой. В базовой версии на экране устройства появляются уведомления и результаты измерения температуры, в продвинутой работает система распознавания лиц – ее можно интегрировать с системами безопасности предприятия.

А. Южаков убежден: продвинутые устройства термометрии – часть охранной инфраструктуры будущего. «Вряд ли подобные аппараты перестанут быть востребованы после окончания пандемии коронавируса. Мы привыкнем к ним, как привыкли к рамкам металлоискателей и камерам безопасности», - считает председатель совета директоров «Промобота».

На пресс-конференции в ТАСС.

Офис другого пермского стартапа и резидента «Сколково», компании «Юникорн», расположен дверь в дверь с «Промоботом». Но занимается команда не робототехникой, а облачно-интеграционными платформами для умных зданий. В условиях пандемии коронавируса разработчики «Юникорна» предпочли сконцентрироваться на решениях для организации пропускного режима в городах.

«Наша технология помогает быстро развернуть систему пропусков с применением QR-кодов, - рассказала Светлана Перминова, гендиректор «Юникорн». – Это простой и понятный продукт с несложным интерфейсом, который позволяет эффективно контролировать соблюдение пропускного режима, четко знать, что по городу перемещаются именно те люди, которым это разрешено. Что касается горожан, то они в режиме самоизоляции благодаря применению платформы чувствуют себя более комфортно». После того, как вспышка Covid-19 завершится, платформа может быть легко интегрирована в систему умного ЖКХ, прогнозирует С. Перминова.

Компания «Иторум Эм Ар» в структуре IT-кластера Фонда «Сколково» занимается решениями виртуальной и дополненной реальности для предприятий промышленности. Сейчас, рассказал на пресс-конференции Ренат Хайруллин, менеджер продукта «Иторум Эм Ар», технология может быть трансформирована в интересах телемедицины.

Речь идет о комплексе информационной поддержки «Удалённый эксперт». Это аудио-визуальный канал связи между специалистом на месте выполнения работ и врачебным консилиумом. Еще одна сфера применения технологии - дистанционное взаимодействие в рамках выполнения рабочих задач на предприятиях. «Врач или специалист на месте проведения работ или обследования надевает очки дополненной реальности. Эксперт удаленно видит то же, что и техник на месте. Это облачное решение, в нем используются российские серверы, так что с точки зрения законодательства проблем не будет», - заверил Ренат Хайруллин.

У НПО «Андроидная техника» (не является резидентом фонда "Сколково") - богатый опыт в создании робототехнических комплексов (за 11 лет существования предприятия их была выпущена почти сотня), в том числе в области медицины. Например, запущено опытно-серийное производство робототехнических кресел-колясок «Гефест». Для постинсультной реабилитации серийно производится комплекс электромеханического экзоскелета кисти руки человека, управляемого интерфейсом «мозг – компьютер». Комплекс прошел апробацию в российских клиниках, в том числе в РНИМУ им. Н. И. Пирогова, Московском областном научно-исследовательском институте им. М.Ф. Владимирского, Клиническом многопрофильном медицинском центре имени Святого Луки.

Для борьбы с коронавирусом может применяться робототехническая система SR-201. О ней в эфире ТАСС рассказал Евгений Дудеров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника». Система предназначена для диагностики состояния здоровья пациентов, дистанционного консультирования и контроля, в том числе соблюдения больничного режима, раздачи медикаментов и пищи, дезинфекции воздуха в помещении, поддержки и повышения настроения пациентов путем предоставления возможности удаленного общения с близкими.

Роботизированное кресло-коляска для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями «Гефест». Фото: НПО "Андроидная техника" 

Разработка, пояснил Е. Дудеров, предназначена для снижения нагрузки на медицинских сотрудников и сокращения числа контактов с зараженными пациентами. Сейчас система находится на стадии тестирования. «Робот - универсальный помощник, но его необходимо обучать под конкретные задачи», - резюмировал исполнительный директор НПО «Андроидная техника».

Вполне конкретную функцию - консультирование огромного количества обеспокоенных россиян по вопросам коронавируса – выполняет разработанный в компании «Наносемантика» чат-бот. По словам Максима Мельникова, руководителя отдела развития проектов компании, виртуальный консультант с применением технологий искусственного интеллекта был разработан в рекордно короткие сроки и уже внедрен на одном из интернет-порталов Минздрава. «В условиях пандемии, карантина или ЧС критически важно получать оперативную информацию о происходящем. Виртуальный ассистент - это единый ресурс приема и обработки входящих сообщений. Чат-бот отвечает на те вопросы, на которые знает ответ. Если ответа он не знает, о тут же переключит собеседника на оператора», - сказал М. Мельников.