«То, на чем мы ездим сейчас, уйдет в музей»

5 июня 2023 г.

Одним из самых ожидаемых мероприятий в рамках VII конференции ЦИПР-2023 стала сессия «Автомобиль будущего. От дизайна до проектирования». Дизайнеры, инженеры и представители ведущих профильных компаний обсуждали концепцию автомобиля будущего. Превратится ли автомобиль в гаджет, примут ли водители полностью беспилотные автомобили, на какие российские проекты стоит обратить особое внимание — главные темы, вокруг которых строились выступления спикеров.

 

Автомобиль будущего — это не просто объект, а целая инфраструктура, качество которой будет определять вектор и темпы автомобильной промышленности завтрашнего дня. Если раньше отрасль имела некие очерченные рамки, то сегодня здесь задействуется все больше специалистов и представителей совершенно разных, на первый взгляд, сфер экономики и промышленности. Успешное междисциплинарное взаимодействие выходит на первый план, учитывая тренды, которые уже сейчас рисуют лик автомобилей будущего. Кирилл Жанайдаров, директор Департамента транспорта Фонда «Сколково», в начале своего выступления перечислил приоритетные направления деятельности, на которых сегодня сфокусированы производители. В первую очередь, это развитие концепции электрических машин, которая требует внесения определенных изменений в конструкцию автомобиля. Второй момент — тренд на усиление интеллекта автомобиля. Над внедрением умных решений в системы автомобилей работают лучшие ИТ-компании, а термины «машинное обучение» и «искусственный» интеллект в контексте автомобилестроения уже давно не выглядят неуместными. Разумеется, решения будут внедряться постепенно, однако уже сейчас понятно, что через 10-15 лет автомобили буду значительно отличаться от тех, на которых общая масса людей передвигается сегодня.

 

Максим Чащин, директор дизайн-студии Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»: «То, на чем мы ездим сейчас, уйдет в музей. Все остальное проектируется прямо сейчас. Над проектами работают лучшие умы: дизайнеры, инженеры и маркетологи. Автомобиль будущего станет результатом их совместной работы. Разумеется, все нацелены на то, чтобы пользователи получили именно то, что они хотят. На мой взгляд, такой автомобиль станет частью больших и сложных экосистем, том числе связанных со сферой интертейнмента».

 

Тема автономности и гаджетизации автомобиля стала одной из самых обсуждаемых в рамках сессии. Исследования говорят о том, что с течением времени автомобили будут получать все больше автономности. Уже сейчас во всем мире создаются тестовые зоны для беспилотных автомобилей, строится соответствующая дорожная инфраструктура, а также разрабатывается нормативно-правовая база. По словам экспертов, в плане полноценного тестирования передовых решений у нас уже все готово. В этой связи возникает вопрос: как сами водители воспримут тот факт, что в недалеком будущем они станут пассажирами?

 

Сергей Смирнов основатель, генеральный директор компании «Смирнов Дизайн»: «Когда я покупал первую машину, для меня очень важна была энергия поездки, водительские впечатления. Сейчас все становится максимально регламентированным, везде камеры и ограничители. В этой связи приоритетом у современных водителей становится перемещение из точки А в точку Б наиболее эффективным методом. Например, у меня уже нет личного авто. В будущем практически у любого человека машина будет просто появляться в нужный момент под окном, и он не будет думать, как она туда попала».

 

Спикеры подчеркнули, что со временем будет возрастать роль каршерингов и уменьшаться доля личного автотранспорта. Беспилотные машины станут работать в некоем едином комплексе, которым будут управлять операторы. Кто-то может подумать, что поездки лишатся романтики, однако если взглянуть на статистику, многие водители с радостью передали бы управление компьютеру. Особенно это касается многочасовых пробок, когда каждый водитель хотел бы заняться более полезными и приятными делами вместо того, чтобы сидеть за рулем.

 

Отдельно в рамках сессии обсудили развитие общественного и коммерческого транспорта, который также взял курс на будущее. Мультифункциональная платформа, внедрение сменных модулей для облегчения ремонта, а также увеличение вместимости и грузоподъемности за счет оптимизации массы — основные задачи, которые производители решают уже сейчас. Сегодня в России двигатели внутреннего сгорания установлены почти во всех машинах. В обозримом будущем пропорции изменятся. Директор по стратегии и цифровым технологиям компании «Газ» Алексей Лихачев отметил, что доля электромобилей может дойти до 18% от общего парка, также должно значительно увеличиться количество машин на природном газе — до 15%.

 

Многих уже давно интересует, каким видят автомобиль будущего российские инженеры. Ответом на этот вопрос стал автомобиль «Атом» от компании «Кама», который был совсем недавно презентован широкой общественности. В прототипе используется продвинутый комплекс ADAS. В нем есть целый ряд инновационных систем и функций: удержание полосы, автоматизация движения в пробках, распознавание дорожных знаков и автоматическая парковка. Автомобиль оснащен российским программным обеспечением, имеет высокий уровень киберзащищенности. В 2025 году разработчики планируют запустить серийное производство в России, а к 2030 году — реализовать концепцию полной автономности. Прямо сейчас к выпуску готовят прототипы для испытаний. По словам представителей компании, их разработка имеет уникальные отличия и авторские решения, которые выделяют автомобиль на фоне конкурентов.

 

Александр Павлович, директор по дизайну компании «Кама»: «В процессе создания автомобиля мы задавали себе бесконечные вопросы: надо ли следовать трендам, повторять чьи-то решения или использовать какую-то технологию один в один? В итоге мы дали сами себе некую индульгенцию на самостоятельные решения, поскольку верим, что только так можно нащупать лучшую концепцию автомобиля будущего. Уже сейчас можно сказать, что это будет симбиоз "физики" и "цифры". Автомобиль должен впитывать в себя огромное количество информации, причем схватывать ее на лету. Именно поэтому мы уделяем большое внимание программному обеспечению и операционной системе. Так мы на шаг за шагом снижаем необходимость самостоятельно трогать ручки и крутить контроллеры».

Поделиться