«Участники Летней школы осознали: «Сколково» - это клево»

29 июля 2015 г.

Прошедшая в июле под лозунгом «Наука как бизнес» и завершившаяся победой сводной команды Сибирского и Уральского федерального округов Летняя школа Открытого университета Сколково (ОтУС) была во многом уникальной

Адресованная молодым ученым, студентам и аспирантам программа преследует амбициозную цель - подготовить кадровый резерв для российской науки. В будущем году организаторы намерены выйти за границы России и СНГ и собрать в Сколково молодых ученых из стран БРИКС и некоторых государств, не входящих в это объединение. Коллеги и партнеры готовы рассматривать Фонд «Сколково» как ключевого игрока в области научно-технологического сотрудничества от имени России, констатировали в беседе с Sk.ru идеологи сезонных школ для молодых ученых – исполнительный директор ОтУС Андрей Егоров и его заместитель Екатерина Морозова.

Андрей Егоров: Это была уже 6-я сезонная школа, организованная ОтУС. Всего с 2012 года, момента старта такого коммуникативно-образовательного формата, как сезонная школа, Открытый университет провел три Летних и три Зимних школы. Если первые мероприятия были нацелены в основном на студентов, то с прошлого года, когда в число наших партнеров вошло Федеральное агентство научных организаций, акцент сместился на создание сообщества молодых ученых, своего рода пула «агентов влияния» сколковского проекта в регионах. Нам нужны создатели команд на местах, которые подхватили бы нашу идею, говорили бы на общем с нами языке, подталкивали бы молодежь к активному занятию инновационной деятельностью. Мотивы, по которым мы сообща с ФАНО занимаемся этим, прозрачны и понятны: мы в «Сколково» стремимся вовлечь молодые научные кадры в нашу экосистему, а агентство занято реализацией поручения резидента РФ о создании кадрового резерва в научной сфере.

Участники Летней школы-2015. Фото: ОтУС.

В прошлом году, в рамках Летней школы-2014, Открытый университет Сколково инициировал процесс создания сообщества молодых ученых, их знакомства друг с другом, определения круга их интересов и механизмов нашего взаимодействия с ними. Эта работа получила логическое продолжение год спустя, нынешним летом - мы вышли на тему создания кадрового резерва в российских НИИ по направлению «Инновационная деятельность». Если в университетах есть люди, которые отвечают за инновационное развитие и коммерциализацию, то в научно-исследовательских институтах таких людей практически нет. В результате обсуждения с представителями ФАНО у нас родилось следующее предложение: в каждом НИИ должны появиться специалисты, которые могли бы, с одной стороны, слышать ученых и быть услышанными ими, а, с другой - говорить на нашем, сколковском, языке, понимать, что такое инновации и их коммерциализация, уметь доносить до коллег, что и как в этом отношении можно делать.

Не заложена ли в самом формате сезонной школы, ориентированной на перспективную молодежь, в том числе в регионах, внутренняя конкуренция с другими масштабными проектами «Сколково», например, Cтартап-туром и Startup Village

Андрей Егоров: Нет, ведь идеологически это разные проекты. Стартап-тур нацелен на то, чтобы «здесь и сейчас» найти проекты с продуманной моделью для сборки, понятными и реализуемыми возможностями для коммерциализации. Лучшие из этих компаний могут пополнить список резидентов Фонда «Сколково».

Андрей Егоров. Фото: ОтУС.

Мы же в случае с молодыми учеными не говорим про предпринимательство в формате «здесь и сейчас». Речь не про то, что участники сезонных школ ОтУС перестанут заниматься профильной научной деятельностью, а про то, что они научатся предпринимательству, основанному на этой научной деятельности. Неслучайно лозунгом этой школы стали слова «Наука как бизнес». Мы хотим, чтобы эти ученые новой формации, как я уже говорил, становились агентами влияния «Сколково» в научной среде.

Екатерина Морозова: Я бы хотела обратить внимание на специфику последней Летней школы. В предыдущие годы мероприятия этого формата носили, так скажем, поисковый характер - у каждой школы была уникальная задача, которую мы решали в сотрудничестве с представителями нашего сообщества. Так, основная цель в 2012 и 2013 годах состояла в формировании в орбите Открытого университета Сколково критической массы талантливых молодых людей из разных сфер: инноваторов, предпринимателей, студентов, молодых ученых. Как представляется, нам вполне удалось создать эту уникальную живую среду, и с прошлого года мы стремимся структурировать ее и вычленить в ней критически важные как для Открытого университета, так и для всего проекта «Сколково» элементы.

Дело в том, что значительная часть команд, которые становятся резидентами «Фонда», это выходцы из академической среды. Одно из основных требований Фонда Сколково к потенциальным участникам - наличие в проектах научной новизны, глубины, отчетливых перспектив коммерциализации, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это означает, что в основе проектов, которые мы приглашаем в Фонд, должна лежать серьезная научно-исследовательская разработка, а «Сколково» помогает довести ее до логического завершения, вывода на рынок. Впрочем, как показывает наш опыт, коммерциализация разработок - слабое место для университетской, академической среды. Выходящие из структур РАН проекты обладают несомненным научно-исследовательским потенциалом, но у команд зачастую не слишком хорошо с бизнес-планированием и пониманием модели вывода продукции на рынок.

Летняя школа 2014 года была призвана восполнить этот пробел. Вместе с коллегами из ФАНО мы пригласили к участию в ней молодых ученых из академических институтов. К нам приехало около 120 человек, и мы с приятным удивлением осознали, что не только Фонд «Сколково» заинтересован в молодых ученых, но и молодые ученые еще больше заинтересованы в Фонде «Сколково». Мы показали им новые возможности, объяснили, какие у научной деятельности могут быть повороты, связанные с коммерциализацией, созданием стартапов и так далее.

На волне прошлогоднего успеха вместе с партнерами из Федерального агентства научных организаций мы стали размышлять о возможном наполнении школы 2015 года, и сориентироваться нам помогла сама жизнь. В декабре президент РФ поручил ФАНО заняться созданием кадрового резерва для российской науки, своего рода «скамейки запасных» управленцев, которые в будущем получат шанс занять ключевые позиции в российской науке, и обучить их необходимым навыкам и компетенциям. В итоге было принято решение, что летом 2015 года школа ОтУС будет посвящена кадровому резерву в науке и нацелена на формирование когорты управленцев, которые займут со временем руководящие посты в области коммерциализации и инноваций.

Это очень важное уточнение. Своей задачей мы видели подготовку не директоров НИИ или крупных научных проектов (с этим успешно справляется среда, в которой формируется молодой специалист), а той категории профессионалов, которых пока нет в российской науке, - руководителей центров трансфера технологий и офисов коммерциализации. В большинстве российских университетов такие структуры уже есть, в НИИ они по-прежнему отсутствуют. Даже если их сейчас начать массово создавать, то руководить этими подразделениями и работать в них будет некому. Надеюсь, нам удалось положить начало процессу формирования этой категории специалистов.

Екатерина Морозова. Фото: ОтУС.

Андрей Егоров: Любопытно, что из года в год мы становимся свидетелями одной и той же истории. Некоторые из тех, кто приезжает к нам на сезонную школу, настроены скептически как по отношению к «Сколково», так и ФАНО. Проходит всего шесть дней – и эти скептики оказываются полностью «перевербованы». Мы слышим от них: «Сколково» - это клево, ФАНО – молодцы, мы хотим работать с этими организациями». Важно и то, что ученые доносят это убеждение до своих коллег в регионах. 

Есть ли какая-то статистика, позволяющая судить о практическом результате сезонных школ ОтУС для «Сколково»? Способствуют ли они привлечению в проект интересных команд?

Андрей Егоров: Разумеется. По понятным причинам участники Летней школы 2015 года пока не успели формализовать отношения с Фондом, так что статистики нет. Вот некоторые цифры по прошлым образовательным программам. В Летней школе в 2014 году участвовали два будущих резидента Фонда: Мария Савельева (компания «Мобильные космические системы», создание платформы, функционирующей на сопряженном использовании данных дистанционного зондирования земли, систем глобального позиционирования и полевых специализированных датчиков состояния почв и посевов) и Дмитрий Железнов («Центр научного и технического развития», изоляторы для мощного лазерного излучения ближнего и среднего ИК-диапазонов). По результатам той школы в Фонд поступили четыре заявки на статус резидентов «Сколково». Еще несколько заявок стали итогом Зимней школы-2015. В частности, упомяну любопытные проекты Кирилла Косолапова (KMG PhotoBot, мобильный сервисный робот телеприсутствия для проведения рекламных акций) и Алексея Лачинова (PDFingerprint, тонкопленочные дактилоскопические сенсоры).

Крайне важно то, что мы расширяемся географически. В следующем году ОтУС запланировал проведение школы для молодых ученых не только России и СНГ, но и стран БРИКС. 

Вас не пугает подвижная международная обстановка?

Андрей Егоров: Нет, нисколько. Мы общаемся как с коллегами из стран БРИКС, так и государств, не входящих в это объединение, например Кубы, Израиля, Нидерландов. Все наши собеседники подхватывают идею создания школы для молодых ученых и готовы направлять своих участников. Это позволяет нам предполагать, что будущая международная школа «Сколково» станет успешной. 

Это сокращенная версия интервью Андрея Егорова и Екатерины Морозовой. Полностью материал будет напечатан в журнале SkReview