Компания «Новас Ск», резидент энергоэффективного кластера «Сколково», разработавшая экологически чистую технологию плазменно-импульсного воздействия на пласт для интенсификации добычи нефти и газа, договорилась о проведении опытно-промышленных работ в Китае.


Об этом, вернувшись из КНР, sk.ru рассказал Никита Агеев, гендиректор «Новас Ск». По его словам, руководство китайской госкомпании руководство China United Coalbed Methane Corporation, занимающейся добычей метана угольных пластов, заинтересовалось сколковской технологией.

Для компании «Новас» («Новас Ск» - ее дочернее предприятие) уходящий год выдался довольно успешным в том, что касается международной экспансии. В феврале 2013 она открыла представительство в Хьюстоне, в июле подписала меморандум о сотрудничестве с ЮНИДО, специализированным учреждением ООН по промышленному развитию и международному сотрудничеству. В октябре «Вьетсовпетро» включило в свой бюджет реализацию предложенного «Новас» пилотного проекта по увеличению нефтеотдачи скважин. В ноябре российская технология была отмечена премией «За выдающиеся достижения в области инноваций» на конференции Total Energy в американском Хьюстоне.

Экологически чистая технология плазменно-импульсного воздействия на пласт для интенсификации добычи нефти и газа была предложена в 1990-е годы российскими учеными под руководством профессора Горного университета в Петербурге Анатолия Молчанова.

Отталкиваясь от нелинейных физических процессов, мы воспринимаем продуктивную залежь как многослойный объемный модуль упругости. В результате периодического воздействия на пласт ударной волной плазмы его проницаемость увеличивается, вязкость нефти уменьшается, а, следовательно, возрастает приток нефти. При проведении опытно-промышленных и промышленных работ в Западной Сибири в 2011-2012 годах среднее увеличение дебита по нефти составило 67%. При этом число успешных скважинных операций превысило 82%. В США, где мы обкатывали технологию на истощенных месторождениях середины прошлого века, средний прирост по нефти превысил 150%.разъяснил sk.ru суть разработки Никита Агеев.

Занимающаяся промышленным внедрением изобретения ученых компания «Новас» была образована в 2007 году. До 2011 года она вела опытно-промышленные работы, знакомила рынок с технологией, позволяющей при помощи генератора плазменно-импульсного воздействия увеличить нефтеотдачу всех видов скважин (вертикальных, наклонных и горизонтальных) и даже начала ее ограниченное промышленное внедрение.

Уже на этом этапе нам пришлось столкнуться с крайней степенью консервативности, которая характеризует российский нефтяной рынок. Вероятно, это оборотная сторона высокого уровня компетентности наших нефтяников. Они по праву считаются одними из лучших мировых специалистов, но эта убежденность в своей правоте и качестве знаний приводит к некоторой закостенелости в понимании инноваций.говорит Агеев.

Россия, Кузбасс. Бригада ООО «Новас» отовится произвести работы по повышению дебита метановой
скважины на Талдинском месторождении.
Фото: «Новас Ск»

Если технология не отвергнута с порога, начинается многоэтапная и забюрократизированная процедура ее внедрения.

Заключению контракта предшествует несколько презентаций в головной и дочерних компаниях, согласование и проведение опытно-промышленных работ, отслеживание и анализ результатов. Затем следует еще одна серия презентаций, на этот раз по итогам работ, анализ их результатов компаниями, оценка с точки зрения применимости и соответствия бюджету. Итогом этой последовательности действий может быть решение о заключении контракта либо о повторном проведении опытно-промышленных работ. На каждом из этих этапов требуется собрать от 5 до 20 подписей. При этом любая подпись может отбросить тебя на предыдущую стадию.описывает будни российских инноваторов Никита Агеев.

Как результат: на то, чтобы принять решение об использовании предлагаемой компанией «Новас» технологии, у представителей кувейтской Kuwait Oil Company и малазийской Petronas ушло несколько месяцев. В случае с российскими нефтекомпаниями на это требовалось до трех лет. Причем эта бюрократическая процедура оказывается неизбежна даже в тех случаях, когда ее, казалось бы, можно избежать.

Когда мы начинали работать с той или иной компанией и предлагали свои услуги ее соседям, скважина которых находилась буквально в паре километров, нам советовали пройти всю процедуру оценки эффективности с начала и до конца. За границей достаточно продемонстрировать результат технологии лишь однажды, и региональным компаниям этого будет достаточно. Причем под регионом я имею в виду обширные территории вроде Юго-Восточной Азии или Северной Америки.рассказывает Агеев.

Внедрять инновации в нефтегазовом секторе за пределами России не только быстрее, но выгоднее.

У нас в стране НДПИ съедает почти 80% стоимости нефти. Оценивая рентабельность технологии, заказчик соотносит затраты на наши услуги и стоимость нефти, которую мы поможем дополнительно добыть из скважины, за вычетом налогов и логистики. Получается, что в России мы работаем с минимальной рентабельностью и зарабатываем в 5 раз меньше, чем за границей, где нефть рассчитывается по мировой биржевой цене.говорит собеседник SkReview.

Уходить с российского рынка несмотря на очевидные трудности работы на нем «Новас» не планирует.

Мы участвуем в нескольких тендерах в дополнение к тем примерно трем десяткам скважин, которые подтверждены на следующий год. Для работы на них мы оставляем здесь пару бригад. Но 90% наших мощностей будет приходиться на другие страны.прогнозирует Агеев.

Сфера интересов компании «Новас» - все страны, где есть хотя бы минимальные запасы углеводородов и месторождения, пусть даже истощенные.

Мы очень активны в США. Специалисты Novas USA провели опытно-промышленные работы в штатах Канзас, Оклахома, Луизиана. Из-за того, что подтвержденные заказы на следующий год значительно превышают наши промышленные возможности, мы планируем наладить в Соединенных Штатах производство генераторов плазменно-импульсного воздействия.рассказывает гендиректор «Новас Ск».

В США у группы компаний Novas подтверждены заказы на работу более чем на тысяче скважин.

Никита Агеев. Фото: «Новас Ск»

Плюсом американского рынка Агеев называет его фрагментированность. В США – около 10 тысяч частных компаний (у каждой из них – от 10 до 1 тысячи скважин). Сообща эти компании добывают 80% нефти в США. Остальные 20% приходятся на гигантов вроде ExxonMobile и Shell.

На рынке, где каждая компания стремится обойти конкурента, внедрять инновации, находить партнеров, готовых экспериментировать и рисковать, значительно проще. Если владелец месторождения видит, что его сосед рискнул и получил прибыль, он с большой долей вероятности тоже захочет внедрить эту технологию. Выход на американский рынок начинается с мелких компаний, потом тобой начинают интересоваться средние компании, а потом и крупные. Несмотря на то, что мы на американском рынке относительно недавно, нам уже удалось обратить на себя внимание крупнейших игроков на нефтяном рынке США. Во многом этому способствовала победа в конкурсе Total Energy, после которой у нашего американского офиса были тесные контакты с рядом крупных сервисных компаний из США. Одна из крупнейших мировых нефтяных компаний выразила заинтересованность в пилотном проекте по тестированию у себя нашей технологии.говорит Никита Агеев.

В России, уверяет Агеев, такое поступательное движение от малого к большему практически невозможно:

У нас тоже есть небольшие нефтяные компании, но большинство из них едва сводит концы с концами. В России нефть мало добыть, после уплаты налогов ее надо и кому-то продать. Маленькие компании боятся рисковать и вкладываться во внедрение инноваций.

В США такой проблемы не существует благодаря множеству мини-НПЗ, скупающих нефть у добывающих компаний по биржевой цене минус 6 долларов.

Со следующего года «Новас» готовится приступить к активной работе в Канаде. Во время последней поездки в Хьюстон, где российская технология была удостоена главной премии за инновационность, Агеев договорился о сотрудничестве с канадскими инвесторами из TechnoVita Technologies Corp. Они вложат 6 млн долларов в усовершенствование технологии добычи на горизонтальных скважинах методом плазменно-импульсного воздействия. Есть запросы от мексиканских и колумбийских нефтяников. С ними «Новас» планирует работать через свой филиал в США.

В последнее время (и достаточно неожиданно, признается Никита Агеев) интерес к технологии плазменно-импульсного воздействия на пласт стали проявлять европейские страны.

Практически каждая страна в Европе имеет небольшое количество нефтяных скважин. Нефть там высковязская, но работать можно. К нам поступили запросы из нескольких европейских стран, в частности, из Чехии и Албании, и, возможно, в следующем году мы начнем работу в Европе.делится планами гендиректор «Новас Ск».

В декабре 2013 года, рассчитывают в компании, стартуют работы в Кувейте. В 2014 году проектом в Омане «Новас» намерена упрочить свое присутствие в регионе Персидского залива. Есть предварительные планы сотрудничества с компаниями из ОАЭ, но рассказывать о них пока, на стадии разведки, Агеев считает преждевременным. В Юго-Восточной Азии «Новас» реализует проекты в Малайзии, Индонезии и Вьетнаме. В конце ноября о заинтересованности в российской разработке сообщило министерство нефти Мьянмы. В общей сложности в Юго-Восточной Азии «Новас» планирует в следующем году осуществить до полусотни проектов. Но самым перспективным рынком, причем не на региональном, азиатском, уровне, а на глобальном Никита Агеев считает китайский. Интервью sk.ru руководитель сколковской компании дал накануне очередной поездки в Китай, где Никита Агеев провел в общей сложности 9 лет.

Китайский рынок очень привлекательный, на нем крутятся большие деньги, можно получить сверхвыгодные условия. Так, месяц назад было объявлено о том, что правительство КНР выделяет 1,1 млрд долларов на поиск технических решений по добыче метана из угольных пластов. Китайцы пришли к выводу, что традиционные технологии не работают и им нужны инновационные решения. Одно из них предлагаем мы. При этом выход иностранной компании на китайский рынок должен быть рассчитан до миллиметра. Китайцы очень талантливо все копируют, потому главная задача - грамотно защитить интеллектуальную собственность. В противном случае лучше отложить экспансию в КНР.объясняет цель визита в КНР Никита Агеев.

Метод плазменно-импульсного воздействия защищен несколькими патентами.

Метан из угольных пластов, перспективы промышленной добычи которого Никита Агеев обсуждал во время китайского визита, наряду с другим нетрадиционным природным энергоносителем, сланцевым газом, - предмет пристального внимания специалистов из компании Новас.

Предлагаемая нами технология разработки горизонтальных скважин относится, в первую очередь, к добыче сланцевого газа. Это обширное поле деятельности, наши канадские инвесторы и американские партнеры именно с этой точки зрения рассматривают наше решение и вкладывают в него деньги. Крупные западные корпорации, такие, как Shell, Halliburton, Baker & Hughes, вкладывают огромные средства в разработку инновационных технологий не только для увеличения нефтеотдачи, но и для добычи нетрадиционного углеводородного сырья, сланцевого и угольного газа. Неслучайно США в одночасье стали мировым лидером по добыче газа за счет извлечения сланцевого и угольного газа.

В октябре Международное энергетическое агентство сообщило: благодаря добыче сланцевой нефти и производству биотоплива США превратились в крупнейшего за пределами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) мирового производителя жидкого топлива. По итогам третьего квартала 2013 года Соединенные Штаты впервые за 10 лет произвела больше жидких горючих материалов, чем Россия.

В споре возглавляемых США сторонников «сланцевой революции» и ее противников, делающих ставку на традиционный природный газ, Агеев придерживается центристских позиций.

Истина - где-то посередине. У Америки нет таких запасов природного газа, как у России, поэтому она невзирая ни на что продолжит добывать сланцевый газ. Для России с ее огромными резервами природного газа немедленно вкладывать миллиарды долларов в создание сланцевой инфраструктуры было бы преждевременно. Но с учетом того, что по запасам сланцевого газа мы превосходим Америку, «Газпрому», вероятно, было бы целесообразно начинать готовить почву для начала его добычи в ближайшие десятилетияубежден собеседник sk.ru

 

Полная версия этой статьи появится в ближайшем номере журнала SkReview