Квантовый скачок и космические единороги: есть ли у России шансы в технологической гонке?

23 октября 2015 г.

Накануне форума «Открытые инновации» газета «Ведомости» запустила спецпроект о том, как технологии изменят - и уже меняют - нашу жизнь. Sk.ru публикует выдержки из колонок двух находящихся в орбите Фонда «Сколково» известных представителей высокотехнологичного бизнеса: директора Российского квантового центра Руслана Юнусова о том, как России получить свою долю в квантовой экономике будущего, и Михаила Кокорича, основателя компаний «Даурия аэроспейс» и Astro Digital, про то, что у России еще есть шанс не опоздать в космос

Руслан Юнусов: «Квантовый компьютер, который основан на принципиально иной логике, может полностью изменить сферу информационных технологий. Если биты, единицы хранения информации обычного компьютера, всегда находятся в одном из двух состояний – либо 0, либо 1, то ячейки квантового компьютера (кубиты) находятся одновременно и в 0, и в 1. За счет этого квантовые компьютеры смогут практически мгновенно решать задачи, принципиально недоступные самым мощным классическим супер-ЭВМ.

 

Например, для взлома алгоритма шифрования RSA, который сейчас широко используется в системах электронных платежей, необходимо быстро находить сомножители больших чисел. Для поиска сомножителей числа из 400 знаков современному суперкомпьютеру понадобится 10 миллиардов лет – чуть меньше возраста Вселенной. Достаточно мощному квантовому компьютеру на решение этой задачи нужны будут минуты. При этом квантовые технологии могут обеспечить и абсолютную защиту криптографических систем. Квантовые системы защищенной связи позволяют полностью исключить риск прослушивания.

Руслан Юнусов. Фото: Sk.ru.

У России неплохие стартовые позиции для участия в битве за будущий высокотехнологичный рынок. Наша научная школа в фотонике, плазмонике, квантовой физике остается одной из самых передовых в мире. Мы уже сейчас разрабатываем уникальные сенсоры, системы защищенной связи, элементы квантовых компьютеров. В мае 2015 г. первый кубит из четырех контактов Джозефсона был создан в России учеными из РКЦ, МФТИ, ИФТТ и МИСиС. Но для того чтобы эта работа принесла плоды, нужно построить цепочку от науки к технологиям, от прототипов к массовому серийному производству. Нужно, чтобы наши решения, наши находки послужили для роста нашей экономики.

Путь к этому – создание среды, дружелюбной для высокотехнологичного бизнеса, для малых технологических компаний. В нынешних условиях тяжело убеждать рисковать и вкладывать в новые технологии.

В этом смысле создание фонда «Сколково» было шагом в правильном направлении. Однако один такой фонд не изменит ситуацию в корне. Фондов и других форм поддержки предпринимательства должно быть много. При этом нужно понимать, что эта работа не принесет плодов мгновенно, нельзя, едва посеяв семена, тут же собирать урожай – а именно быстрого результата ждут от компаний, которые поддерживает «Сколково».

Сейчас технологическая политика страны основана на идеологии импортозамещения, что в переводе означает «осваиваем давно известные технологии, чтобы не покупать на Западе». Это необходимо для обороны и безопасности, но с точки зрения стратегии нельзя ограничивать себя этими рамками – нужно развивать новое, чтобы не обрекать себя на технологическое отставание. Государству следует целенаправленно поддерживать компании, которые развивают технологии будущего. Необходима система трансфера технологий от малых высокотехнологичных компаний, где создаются прототипы и предсерийные образцы, к большой промышленности, к массовому продукту».

Михаил Кокорич: «Технологическая революция в микроэлектронике, программном обеспечении и микромеханике позволила демократизировать создание космических аппаратов, уменьшила их стоимость на два порядка и многократно увеличила их надежность. Университетская команда или небольшой стартап могут реализовать свою рыночную идею, создав космический аппарат ценой в сотню или даже десятки тысяч долларов.

Однако открывшийся доступ на рынок не означает легкого коммерческого успеха. На самом деле мы видим прелюдию к настоящим рыночным битвам. Очень похожие события случились, когда создание микропроцессора Intel 8080 дало возможность способному студенту спаять материнскую плату в гараже, подсоединить к ней телевизор и магнитофон и получить персональный компьютер. Появились тысячи компаний, производящих компьютеры, марки которых уже никто не помнит, кроме сентиментальных летописцев. Но очень быстро среди них сформировалось несколько лидеров, ставших гигантами новой экономики и драйверами американской индустрии последних десятилетий.

У спутников-малюток есть одно важное преимущество – они стоят в сотни раз дешевле, и их можно запустить много. Или очень много. Тогда, несмотря на безусловную потерю качества (но вспомните, как вы променяли зеркалку на камеру смартфона), они смогут снимать интересующие нас объекты каждый день, несколько раз в день, непрерывно! А вот здесь начинается интересное. Рынок, который в случае с летающими автобусами составляет всего несколько миллиардов долларов, в случае с космическими смартфонами становится частью огромного рынка геосервисов, которые только в США являются драйвером выручки компаний в $1,6 трлн (Oxera Consulting report for Google: What is the economic impact of Geo services?). То есть наши маленькие космические фотоаппараты вдруг становятся частью рынка, где такие компании, как AirBnb, Google Maps и Uber, меняют привычный образ целых индустрий.

Михаил Кокорич. Фото: Sk.ru

У нас есть шанс не опоздать в космосе. Но ответ лежит, наверное, не там, откуда пришла российская космическая индустрия. Мы слишком увлекались созданием Франкенштейна, но в мире, где живет чудовище, волшебным коням не место.

Единороги еще могут появиться. Для этого есть предпосылки – предпринимательские таланты, кадры, ореол романтики, столь важный для отчаянных безумцев, которые хотят сделать родину космонавтики родиной космических единорогов. Чего же не хватает? Не хватает экосистемы компаний, использующих космические данные для промышленности, сельского хозяйства, городских приложений, – которые, скорее всего, могут появиться как результат целенаправленных усилий со стороны институтов развития. Не хватает якорного рынка, который есть у американских игроков, – государства как крупного покупателя космических данных у частного бизнеса. Не хватает венчурного капитала, рынок которого закрыт для российских стартапов в этом чувствительном секторе в гораздо большей степени, чем в онлайн-торговле одеждой или машинами. Не хватает ощущения нужности своей стране, которое постоянно испытывается проверками, лицензиями, недобрым вниманием правоохранительных органов. А самое главное – не хватает наших доморощенных Илонов Масков, которые станут примером для новых предпринимателей.

Что же можно сделать, чтобы стимулировать рост частной инициативы в космическом секторе? Наверное, основной ответ – нужен спрос со стороны государства. В США осознанное желание НАСА передать освоение ближнего космоса частным компаниям дало старт индустрии частных ракетоносителей и космических кораблей. Программы Commercial Orbital Transportation Services (COTS), Commercial Resupply Services (CRS) и позже Commercial Crew Development (CCDev) были нацелены на создание и эксплуатацию ракетно-космических систем, доставляющих грузы и – в будущем – экипажи на околоземную орбиту. Они позволили создать нового лидера отрасли – компанию SpaceX и стимулировали разработку новых решений традиционными компаниями типа Orbital Science и Boeing. Другой пример – космическая съемка. Долгосрочный гарантированный спрос со стороны государства помог сформироваться лидерам отрасли – компаниям Digital Globe, Airbus Space, MDA, которые теперь могут самостоятельно финансировать создание самых современных спутников».