Телеком-сервисы и оборудование, носимая электроника, навигация, разработка приложений, мобильные платежи, технологии здравоохранения. На одной из крупнейших европейских телекоммуникационных выставок Mobile World Congress-2015 этим темам уделялось повышенное внимание. В этом году свои разработки в этих областях, наряду с другими компаниями со всего мира, представили в Барселоне и 20 резидентов Фонда «Сколково». Sk.ru пообщался с участниками MWC-2015, чтобы узнать, чем такие выставки полезны для стартапов с готовыми продуктами.

В начале марта в Барселоне прошел MWC. Фото: Sk.ru

«Насыщенно. Интересно. Успешно», — так охарактеризовал участие в MWC-2015 руководитель направления мобильного здравоохранения «ФРУКТ МД» Максим Яцковский. Российская компания разрабатывает облачную платформу и сервисы для контроля показателей состояния человека при помощи мобильных устройств. «GSMA, организующая конгресс уже несколько лет, уделяет много внимания как направлению мобильного здравоохранения — mHealth и интернету вещей — IoT, которые являются основными в наших продуктах. Более всего эти тренды были заметны в разнообразии представляемых фитнес-трекеров и умных часов, которые на самом деле являются лишь вершиной технологического айсберга. В связи с этим мы удачно вписались в тематику мероприятия, что позволило найти перспективных партнеров и потенциальных клиентов», — рассказал он.

Выставка позволила получить актуальный срез мировых разработок в области mHealth, пообщаться с представителями многих компаний, рассказал Максим Яцковский: «Такое живое общение, возможность «пощупать» гаджеты, сенсоры, технологии позволяет объективно оценить собственные возможности, корректировать ход разработки так, чтобы быть конкурентными на мировом рынке».

Mobile World Congress является центральным мероприятием для мировой индустрии беспроводной связи. Участие в нем дает уникальную возможность встретиться с заказчиками и поставщиками, установить новые контакты и получить самую последнюю информацию о состоянии рынка и его участников. «Для «Радио Гигабит» прошедший конгресс оказался успешным, и его результаты окажут влияние на стратегию развития компании в ближайшие годы. Наличие собственного стенда в составе экспозиции Фонда «Сколково» дало абсолютно новый статус, что очень помогало при проведении переговоров», — рассказал Sk.ru генеральный директор «Радио Гигабит» Роман Масленников. За три дня выставки компания провела 32 встречи с потенциальными партнерами, среди которых были Huawei, Nokia, National Instruments и другие крупнейшие международные игроки. Многие из них проявили заинтересованность в разработках россиян.

Есть что показать

Представители Сколково, Runa Capital, Almaz Capital и Jelastic на стенде MWC, Барселона. Фото: Sk.ru.

Фонд «Сколково» не в первый раз организовал для стартапов общий стенд на международной выставке. Так, в марте прошлого года компании-резиденты кластера информационных технологий и космического кластера «Сколково» участвовали в крупной европейской выставке технологий CeBIT, а в апреле — в азиатской ICT Expo в Гонконге. Участие в MWC было обусловлено, прежде всего, пожеланиями резидентов, а также известностью и популярностью площадки среди европейских вендоров и игроков телеком-отрасли, рассказал Sk.ru вице-президент, исполнительный директор IT-кластера Фонда «Сколково» Игорь Богачев.

Компаний, желающих показать себя на MWC, было довольно много, но в итоге были отобраны 20 участников. «Основным условием при отборе проектов было наличие готового продукта, чего-то, что уже можно продемонстрировать потенциальным партнерам и заказчикам, а также соответствие проекта тематике выставки», — пояснил Игорь Богачев.

Участие в такой выставке, как MWC, недоступно большинству стартапов, потому что требует внушительных организационных и денежных затрат. «Многие из наших компаний впервые побывали на мобильном конгрессе, получили незаменимый опыт, вышли на партнеров, с которыми очень сложно встретиться в другом месте. Наша цель — помогать резидентам продвигать их технологии, коммерциализировать проекты, и, я думаю, мы сделали все от нас зависящее, чтобы они смогли достойно представить свои разработки посетителям одной из крупнейших европейских технологических выставок. Судя по отзывам команд, с которыми я общался, поездка оказалась весьма насыщенной и полезной», — рассказал глава IT-кластера.

Одной из компаний, впервые попробовавших силы в Барселоне, стала Navigine. Она привезла для демонстрации несколько решений, в том числе, решение для высокоточной навигации на базе инерциального измерительного блока и трекинг посетителей по Bluetooth и WiFi. С помощью последней технологии представители Navigine определили, что на стенд проектов «Сколково» зашло более 30 тысяч человек с включенным на устройствах WiFi. «Наши демонстрации вызвали живой интерес и были высоко оценены экспертами отрасли. Мы провели на выставке более 200 встреч и презентаций для потенциальных клиентов, партнеров и инвесторов. В целом выставка получилась очень масштабной и яркой, нам удалось оценить текущее состояние дел как в нашей специализированной области, так и в мобильной отрасли в целом», — сказал Sk.ru сооснователь Navigine Олег Демидов.

Список контактов, полученных Navigine на MWC-2015, выглядит довольно внушительным. Компания успела провести встречи с представителями IBM, SAP, Oracle, Intel, Samsung, Microsoft, McLaren, FC Barcelona, Sky, Orange, MTS, Yello Mobile и другими. С некоторыми из них, по признанию Олега Демидова, удалось договориться о дальнейших шагах, однако озвучивать планы до подписания всех необходимых документов представитель Navigine не стал.

Попасть в тренд

Мобильные устройства становятся все более многофункциональными и помогают людям решать каждодневные задачи на работе и в быту. Сенсоры, установленные на различные мобильные устройства, позволяют наблюдать за важными параметрами, имеющими значение для здоровья, например, за количеством потребляемых в пищу калорий или за уровнем физической активности. На мобильном конгрессе в Барселоне резидент «Сколково» компания «Интерсофт Евразия» представила, в числе прочих разработок, сенсоры ионизирующего излучения ДО-РА позволяющие контролировать риски возникновения заболеваний, связанных с воздействием на организм человека избыточного ионизирующего излучения и солнечной радиации.

«Интерсофт Евразия с собственным проектам ДО-РА оказалась единственной российской компанией, которую Google включил в программу пилотного вывода на мировой рынок своего модульного смартфона ARA», — рассказал Sk.ru руководитель проекта ДО-РА Владимир Елин. На MWC он встретился с главой департамента проектирования и логистики Project ARA/Google Анилом Рачаконда (Anil Rachakonda), чтобы обсудить детали внедрения ДО-РА в пилотный проект ARA.

Успешным участие в мобильном конгрессе считает и компания «МобилитиЛаб», представившая собственное решение для организации корпоративных мобильных рабочих мест WorksPad.

«Наша стратегия — продвижение продукта через партнеров. Нашей главной задачей на выставке был поиск партнеров, которым было бы интересно работать в своих странах с нами как с поставщиком программного обеспечения. Мы проделали большую подготовительную работу — «просеяли» базу данных участников выставки, а это около 2 тысяч компаний, выбрали тех, кому может быть потенциально интересно сотрудничество с нами, и списались с этими компаниями. Назначили заранее больше десятка встреч. Результат нашей работы — 25 компаний, высказавших интерес к совместной работе. География — все континенты», — рассказала Sk.ru директор по маркетингу «МобилитиЛаб» Яна Фролова.

ДО-РА в пилотном проекте ARA. Фото: Владимир Елин

По ее словам, компания сделала на выставке целый ряд открытий: «Во-первых у нас много единомышленников — компаний, специализирующихся на решениях в области корпоративной мобильности. Во-вторых, у нас оказалось много конкурентов, но наш продукт WorksPad во многих отношениях уникален, и потому интерес к нему большой и неподдельный. В-третьих, обнаружился большой интерес со стороны телекоммуникационных компаний в предоставлении нашего продукта как услуги для своих клиентов».

Воспользовавшись площадкой конгресса, «МобилитиЛаб» объявила на MWC о международном запуске своего продукта, всего менее месяца назад представленного в России. «Первый публичный международный показ WorksPad состоялся на MWC, на стенде Сколково. Однозначно — участие в конгрессе сыграло важную роль в продвижении продукта — мы получили довольно много публикаций, в США, Великобритании, Испании, Индии», — подытожила Яна Фролова.

Удачная площадка

Воспользоваться площадкой MWC для большого объявления решила и компания Jelastic. На стенде «Сколково» она анонсировала открытие своего нового офиса в Малаге, Испания. «В результате поездки мы получили ряд полезных контактов — как потенциальных партнеров, так и в сфере медиа, назначили последующие встречи, а также ускорили подписание контрактов с некоторыми текущими клиентами», — рассказала Sk.ru директор по маркетингу Jelastic Татьяна Фидоренчук.

Еще одна известная российская компания — ABBYY — представила на стенде сколковских проектов свои последние разработки для мобильного рынка. В частности, компания анонсировала новый социальный сервис Lingvo Live для всех, кто изучает иностранный язык или совершентсвует его. Также на выставке был продемонстрирован прототип технологии распознавания и перевода в реальном времени. Кроме того, ABBYY представила новую технологию объемного сканирования — BookScan, которая умеет превращать фотографию разворота книги из двух полос в два отдельных изображения, «распрямлять» изгибы страниц и строк.

«Посетители стенда проявили заметный интерес к этим новинкам. Мы смогли привлечь внимание европейских журналистов, разработчиков, производителей мобильных устройств и конечных пользователей», — рассказала Sk.ru. глава маркетинговой группы мобильных разработок ABBYY Анна Кольцова.

Представители ABBYY также провели на выставке ряд важных встреч с такими компаниями, как Intel, Yota, Lenovo, Huawei, Orange, Samsung Europe, Microsoft, Qualcomm, ZTE, Amazon, FeDex, Spanish Bank Lacaixa и прочими. «Участие в MWC-2015 помогло активизировать многие контакты и перевести их в стадию активных переговоров», — заявила Анна Кольцова.

«Приятно отметить, что на MWC-2015 разработки резидентов Фонда «Сколково» вызвали большой интерес со стороны ведущих игроков глобального рынка информационных технологий, включая такие компании, как Orange, Google, Qualcomm Ventures, Oracle, Vodafone, Intel, Yello Mobile, FC Barcelona, Основа Телеком, Мегафон, МТС и других. Надеюсь, что переговоры, проведенные на выставке, положат начало более тесному сотрудничеству и реализации крупных проектов», — подвел итог Игорь Богачев.