В центре внимания открывшейся в Сколково двухдневной международной конференции ВОИС «Интеллектуальная собственность в новом технологическом укладе» оказалась скорость. Скорость, с которой развиваются технологии, что ставит такой относительно консервативный институт, как IP, перед вызовом.

В международной конференции ВОИС принимает участие около 500 человек. Фото: Sk.ru

Тон дискуссии задал вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, который задался вопросом, а уместно ли сегодня вообще говорить о новом технологическом укладе, когда технологии развиваются настолько стремительно, что один уклад перетекает в другой, ставя перед человечеством все новые неожиданные вопросы. В частности, как относиться к большим данным: кому они принадлежат и надо ли за них платить? А как быть с авторскими правами в отношении искусственного интеллекта? По словам А.Дворковича, на эти вопросы пока нет ответа ни в одной стране, но о них необходимо задумываться. Чем и занимается российское правительство в рамках программы «Цифровая экономика», где Фонду Сколково принадлежит, как выразился вице-премьер, «лидирующая роль» в том, что касается создания новой нормотворческой базы. Неслучайно, по мнению заместителя главы кабинета, и то, что представительство ВОИС в России находится именно на территории Сколково.

Вице-премьер Аркадий Дворкович:  Сколково принадлежит «лидирующая роль» в том, что касается создания новой нормотворческой базы цифровой экономики. Фото: Sk.ru

Кстати, перед тем, как принять участие в конференции, вице-премьер побывал в Технопарке «Сколково», где накануне открылась уникальная лаборатория онкодиагностики резидента Фонда компании «ЮНИМ».

Делегацию ВОИС на конференции возглавил заместитель генерального директора организации Джон Сэндэйдж. В числе докладчиков – председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов, руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, председатель суда по интеллектуальным правам РФ Людмила Новоселова, глава OPTEON (Австралия) профессор Филип Мендес, президент Евразийского патентного ведомства (ЕАПВ) Евразийской патентной организации Сауле Тлевлесова. География участников – от Ямайки до Сингапура и от Чили до Великобритании.

По словам Игоря Дроздова, первая сессия конференции была задумана как визионерская, и тезис, заявленный Аркадием Дворковичем, был поддержан во всех последовавших выступлениях. Скорость в разных ипостасях и ее последствия доминировали в дискуссии. Одним из практических последствий этого стал тот факт, что замглавы ВОИС отказался от заранее подготовленной презентации, поскольку дискуссия, как он счел, оказалась шире заявленной им темы.

Игорь Дроздов: следует ли признавать за роботами право на IP? Фото: Sk.ru

Временами сами участники сессии не поспевали за развитие событий. Так, вопрос ведущей Эвелины Закамской о том, как быть в условиях, когда в международном патентном ландшафте доминируют западные страны, как оказалось, основывался на уже не соответствующем ситуации стереотипе. В действительности, поправил ее Джон Сэндэйдж, самыми заметными игроками на этом поле являются страны Азии – Китай, Япония и Южная Корея, которым принадлежит более 60% зарегистрированных международных патентов. Только Китай в 2016 году зарегистрировал на 45% больше патентов, чем годом ранее.  

Другое дело, что в наше время роль патентования и в целом института интеллектуальной собственности быстро меняется, заметил председатель правления «Сколково» Игорь Дроздов.  Он, в частности, поделился своим ощущением, что институт IP в современных условиях в большей степени защищает крупные корпорации. И.Дроздов подкрепил этот тезис словами о том, что, по некоторым данным, крупные компании тратят на защиту своей интеллектуальной собственности больше, чем на разработки новых технологий.  Между тем малые и средние компании патентуют свои разработки с мыслью о потенциальном инвесторе, в том числе, международном. Об этом хорошо известно Центру интеллектуальном собственности «Сколково», через который проходит каждая пятая российская заявка на международный патент. В этой области «Сколково» является несомненным лидером в России, констатировал руководитель Фонда.

Говоря о вызовах дня сегодняшнего, председатель правления «Сколково» выделил, в частности, два аспекта. Это, во-первых, – цифровое неравенство, которое, по его оценке, будет только нарастать. И, во-вторых, то, как совершенно по-разному пользуются технологиями представители разных поколений (что возвращает к разговору о скорости перемен).

Заместитель генерального директора организации Джон Сэндэйдж: когда 140 лет назад были изобретены патенты, их главной задаче было поощрять изобретателей. Фото: Sk.ru

В идеале институт IP должен выполнять обе функции: помогать правообладателям монетизировать интеллектуальную собственность и одновременно – продвигать вперед технологии, заметил Джон Сэндэйдж. Собственно, когда 140 лет назад были изобретены патенты, их главной задаче было поощрять изобретателей. Но что прикажете делать в условиях big data? Кому они принадлежат? Каждому из нас или тем технологическим гигантам, которые их монетизируют?

Игорь Дроздов обострил дискуссию, задавшись вопросом о том, как поступать в случае, если технология создана роботами? Следует ли признавать за роботами право на IP? (По мнению И.Дроздова, не стоит). Что касается big data, то они в определенном смысле могут составить конкуренцию институту интеллектуальной собственности

Профессор Джон Флад из австралийского Университета Гриффита пошел еще дальше в своих предположениях: «Как быть, если завтра мне имплантируют в голову чип, и я создам произведение искусства? - сказал он. - Кому будут принадлежать права на него?»

Амир Хоури: «В XXI веке одним из наиболее ценных активов становится опыт неудач». Фото: Sk.ru

Представитель юридического факультета Тель-Авивского университета Амир Хоури подчеркнул, что отчасти сложность такого рода вопросов заключается в том, что, в отличие от XIX века, развитие человечество происходит нелинейно. Как рассуждали визионеры XIX века, планировавшие будущее европейских городов? Они предвидели, что будет больше горожан, а значит, - больше лошадей, следовательно – больше навоза. Совсем иные принципы планирования требуются в наши дни. В качестве примера одного из новых подходов израильский профессор предложил изменить отношение к коммерческим секретам. «В XXI веке одним из наиболее ценных активов становится опыт неудач», - заявил он. Действительно, если компания совершила ошибку и потратила средства на ее устранение, то этот опыт имеет большую коммерческую стоимость, которую можно продать на рынке с дисконтом. В итоге компания, потерпевшая неудачу, сможет на этом заработать. И одновременно это создает ценность для других подобных компаний. В итоге может сформироваться «рынок уязвимостей», как это сформулировала ведущая Эвелина Закамская.

Джон Флад: история будущего института интеллектуальной собственности пишется на наших глазах.

Австралиец Джон Флад предложил относиться к институту интеллектуального права как к «истории будущего». «Я работаю с шестью компаниями, развивающими технологии блокчейна, - рассказал он. – Средний возраст разработчиков – 23 года. И вот какой вывод я вынес на основе этого взаимодействия. История будущего IP будет сильно отличаться от того, что мы знаем об этом институте сегодня. Мы на пороге децентрализованного мира с открытым кодом, где авторские права будут не столь релевантными», - предположил он.

На что возразил руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, который заявил, что, по его мнению, патентование еще далеко не исчерпало своего потенциала, о чем свидетельствует рост регистрации патентов в основных развитых странах (за исключением России).

Глава Роспатента Григорий Ивлиев: во всех развитых странах наблюдается рост патентования. Фото: Sk.ru

Игорь Дроздов, подтвердивший, что патентов становится все больше, со своей стороны, предложил сравнить их рост с еще более бурным развитием технологий. 

В такой ситуации весьма актуальной является инициатива «Сколково» по созданию платформы IP-chain, считает руководитель Фонда, который представил участникам конференции основные параметры проекта.

«Платформа нужна для того, чтобы разместить на ней данные о любых транзакциях, любых юридически значимых действиях, которые происходят с тем или иным объектом, - заявил ранее Sk.ru советник председателя правления «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности Максим Прокш. - Через технологию распределенных реестров мы сможем отфиксировать: что конкретно происходит с конкретной песней, с картиной, с запатентованным изобретением, лекарственным средством: когда возникла правовая охрана, кто правообладатель, какие есть договоры и их условия? Cоздаваемая платформа не ограничена по тематике. На ней будет фиксироваться информация о трансакциях с любыми результатами интеллектуальной деятельности: товарными знаками, патентами, изобретениями, объекты авторских и смежных прав, географические наименованиями, промышленными образцами и пр. По сути мы уже реализуем идеологию программы Цифровая экономика в конкретной сфере – сфере оборота результатов интеллектуальной деятельности».

Председатель правления Фонда «Сколково» подвел итог первой сессии конференции ВОИС, прибегнув к медицинской аналогии: «Сегодня мы можем констатировать, что институт IP здоров. Но в полном соответствии с тенденциями современной медицины, в которой все больше доминируют предиктивные методики, нам надо сделать все, чтобы предупредить возможное заболевание», - сказал он.